От картинки к чтению


Лидия Ивановна Ковырзина     25.Jan.2012

Как научить первоклассника не просто читать, а приохотить к чтению книг, вырастить в нем желание читать, которому он не изменит и во взрослой жизни? Это трудная задача, и как показывает практика, часто непосильная для педагога, вынужденного конкурировать за детское внимание с компьютером и телевизором. Психологические особенности читателя - ребенка младшего школьного возраста обусловливают необходимость работы с иллюстрацией детской книги в условиях школьных библиотек как средства эстетического развития. А задача руководителей детского чтения сделать эту работу увлекательной, эмоционально насыщенной, несущей новые впечатления, используя инновационные методы и принципы педагогики сотрудничества. Именно такой подход для данной возрастной категории может обеспечить благоприятное развитие у ребенка творческого начала и эстетического восприятия книги, которое и сделает книгу советчиком и другом.
Исследование психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяет сделать вывод о широких познавательных запросах. Готовность к усвоению, удовольствие и радость от новых знаний характерны для читателей-малышей. Этот период не случайно называют порой первоначального накопления. В это время важно, чтобы ребенок накапливал самое ценное, способствующее эстетическому развитию, воспитанию художественного вкуса и духовного мира в целом.
Детская книга - результат сотворчества писателя и художника-иллюстратора. Писатель написал литературное произведение, художник проиллюстрировал, однако "проиллюстрировал" - неточное слово, правильнее было бы сказать "превратил в книгу". Дети с их способностью к интерпретации воспринимают книжные иллюстрации как самостоятельные графические рассказы, "вставные новеллы" художника в сказочной повести.

Юный читатель, воспринимающий прекрасное, размышляет и переживает вместе с героями книги, постигает через иллюстрацию литературное произведение. Полифония эмоционального, образно-художественного вызывает у младших школьников целую гамму чувств, ассоциаций. Опыт такого отношения к восприятию художественной иллюстрации может закрепиться в устойчивой форме, если он повторяется достаточно часто, что будет способствовать общему развитию ребенка. Прежде всего, опыт восприятия во взаимосвязи иллюстрации и литературного текста сказывается на развитии творческого, образного мышления.
1.Петровский М. Книги нашего детства. Книга., 1986.- С. 30
2. Там же.
Синтез иллюстрации и литературного произведения, именуемый детской книгой, - явление сложное и неповторимое, приводящее к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивающее чувства и способность выразить их в словесной форме (помогает развитию литературной речи младших школьников).
Работа с книжной иллюстрацией расширяет возможности литературно-образных систем, здесь происходит не простое изображение действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление дает возможность юному читателю проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их, построить к ним свое отношение и закрепить это отношение в собственных художественных образах - самостоятельных творческих работах. Именно эта - художественная грань детской книги как изобразительного искусства является для ребенка школой эмоциональной культуры.
В этом ключе обсуждение детской книги неизменно происходит с привлечением художественных образов и часто дети дают характеристики главным героям книги, опираясь только на тот эмоциональный заряд, который передал иллюстратор.
Подробное обсуждение иллюстраций может помочь выявить черты характера персонажей, углубить их понимание жизненных коллизий. Здесь лучше всего использовать педагогический принцип "от простого к сложному" и предложить юным читателям провести параллель между образно-выразительными возможностями цвета и его сочетаний и характерами литературных героев.
Перед читателями-детьми сложные задачи:
А) Объяснить, какие цвета использует художник детской книги для создания:
а) характеров положительных героев?
б) характеров отрицательных героев?
в) почему?
Процесс постижения литературных и художественных образов способствует раскрытию творческого потенциала читателей-детей. Искусство слова и иллюстрации как синтез так воздействуют на ребенка, что у него развивается фантазия и возникает желание самостоятельно творить. А вхождение в мир творчества позволяет открыть ребенку бескрайнюю книжную вселенную, полюбить сам процесс чтения.

От картинки к чтению

обучение чтению   младший школьный возраст   книга   творчество   художник   чтение  

Просмотров: 3294 | Рейтинг: 31

Валентина
27.11.2014 20:31:12     Нередко случается так, что увиденная где-то картина так воздействует на ребенка, что он сам, не бравший до этого в руки карандаш, начинает рисовать - один талант раскрывает другой. Этот драгоценный момент - как эстафета вдохновения. Уже за одно это нужно водить детей туда, где живут искусства!
Лим
12.11.2013 09:52:59     Дело в утрате общей культуры книгопечатания. Раньше, когда книги готовились в гос. издательствах, для оформления привлекались лучшие художники. Теперь, когда книги может печатать все, кому не лень, для иллюстраций берут картинку из интернета - и все дела... И никого не колышет, что Пьер Безухов - на самом деле фото немецкого композитора, а Баба-яга - фото Милляра, будто так и надо.(?)
Анастасия
06.04.2013 13:43:44     Засилье коммерческой литературы для детей снизило стандарты оформления книг. Например, сказки, которые сегодня продаются по каким-то совершенно заоблачным ценам, поражают отсутствием элементарных правил оформления книг. То и дело видишь - сплошной "прокитайский" ширпотреб, просто жалко детей, которых завлекают, а взамен не дают качественного продукта.
Оксана Н.
12.03.2013 22:21:42     Да, для раннего возраста человека необходимо это четкое разграничение "плохой - хороший", "добрый - злой", "за нас - против нас". И картинки как зримое отображение этих качества помогают детям освоить этические границы добра и зла.
http://sch628.edusite.ru/p1aa1.html
Регина
20.02.2013 21:59:05     Детские издания совершенно четко разделились на два сорта: коммерческие издания и гуманитарные проекты. В первых качество иллюстраций, как правило, на очень высоком уровне, а содержание "хромает". А вторые отличаются тем, что переиздают подтвердившую свое звание классику, а оформление зачастую бедное...
Елена Мяукина
24.01.2013 20:29:15     Радует, что в последнее время появилось немало детских книг с очень хорошими иллюстрациями. Это, видимо, и влияние хорошей полиграфии сказалось, но некоторые российские книги не отличить по качеству красок и исполнения от лучших зарубежных. Но...и правда, содержание резко пошло на убыль. То ли вымирает класс детских писателей, то ли он еще не появился..Но совершенно нечего читать детям-младшеклассникам!
Алла
26.12.2012 17:19:37     Хорошая иллюстрация к тексту - это уже половина успеха. В компьютере картинки все же более упрощенные, не детализированные. И смысловое их наполнение пока еще беднее, нежели в книге. Поэтому хорошие иллюстрации на голову выше компьютерной анимации.
В.А. Первакова
02.12.2012 21:55:27     Сегодня привить любовь к чтению сложно из-за конкуренции книги даже не с телевизором, а с компьютером. Там картинки разговаривают, двигаются и выполняют команды. Возможно, это уже переходный период к книге-планшету, открывающей новые творческие возможности.
Светлана К.
03.10.2012 23:42:00     Мне лично очень нравится методика, когда детей учат рисовать ладошками, пальцами, они так втягиваются в это, что из студии приходится вытаскивать. Читала, что ни в коем случае нельзя запрещать рисовать пусть даже на обоях, просто нужно оставить специальную стенку, на которой детям разрешалось бы рисовать все, что угодно и как угодно. Мне кажется, это правильно.
Н. Зайцева
03.10.2012 21:15:48     Дети, чувствующие живопись, мне кажется, и читают иначе - более осмысленно, более глубоко. И конечно, развивая в ребенке способности, мы развиваем всю его личность. Банальна уже истина о том, что дети с помощью карандашей развивают мелкую моторику, тем самым развивая мозг, поэтому и с речью, и со счетом у них обстоит лучше.
http://prana-art.ru/
М. Зорина
17.08.2012 16:40:20     Открыть ребенку мир книги - все равно, что открыь ему параллельную вселенную. Любовь к чтению воспитывается у некоторых не сразу, но раз пробудившись, этот интерес отстанется с ребенком на всю жизнь.Книга станет для него верным другом, подсказчиком, советчиком... во всех жизненных ситуациях.. Можно повторить слова древних греков, слегка переиначив их под наше время: " Играть в компьютер не так уж необходимо, читать - совершенно необходимо..."
Елена Евгеньевна
24.07.2012 19:21:04     Мир зримых конкретных образов, которые открывает художник ближе мышлению ребенка, чем мир слов. Именно поэтому дети так любят рассматривать картинки, и таким образом в них пробуждается интерес к чтению.
http://www.sch1693.ru
Татьяна Самойлова
13.04.2012 01:01:09     Волшебное воздействие искусства общеизвестно. Вспомните, например, картины художников-передвижников. В их картинах заключено целое повествование. Или - импрессионистов, у них все - эмоции, чувства! Хорошая иллюстрация завораживает, и часто обучение чтению становится лишь подспорьем, чтобы понять, о чем же рассказывает картинка. )))
Олеся Сергеевна Панова
02.03.2012 19:34:21     Но с другой стороны, иногда книжные иллюстрации составляют отдельную ценность книги. Например, мое поколение, как и моих родителей воспитывалось на рисунках замечательного художника Леонида Владимирского. Вы знаете - Буратино, Элли, Тотошка, Дровосек, Руслан и Людмила, великий и ужасный Гудвин....я их представляю только образами Владимирского.
Павел Юрьевич
02.03.2012 13:43:32     Да, сам не раз бывал свидетелем, как дети выбирают книгу в зависимости от количества "картинок".))) Но с другой стороны, сейчас пошел такой опасный "тренд", что издатели злоупотребляют этим: богато иллюстрированная книга, а содержания - пшик, абсолютный ноль...
Татьяна Александровна Павлова
28.02.2012 01:55:30     Если вы хотите, чтобы ваши дети читали, нужно и самим приложить к тому некоторые усилия... В самом деле, как можно требовать от школьника чтения книг из списка (и преогромного!) литературы, если сами родители проводят время перед телевизором! "Скажи мне, что ты в данный момент читаешь, и я скажу тебе, кто ты..." - это правило при всей его парадоксальности отчасти верно описывает ситуацию. Хотите, чтобы ваш ребенок вырос начитанным, покажите ему пример дома!

Новые участники

BrettLox
22 Jun 2017 18:18
FrankDok
22 Jun 2017 18:03
Larrymub
22 Jun 2017 18:00
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3