Нужно ли учить школьников исследованию?


Олеся Сергеевна Панова     11.Jan.2012

Продолжается экономический кризис, и конечно, идут увольнения - вчерашние молодые менеджеры идут работать в школы — зарплата более-менее приличная, а главное - стабильная.
Интересно, что и отношение к преподаванию в обществе изменилось: теперь работать в школе стало романтично, но от того не менее сложно.

Гуманистическая педагогика предполагает интерес каждого ученика и его свободный выбор. Основа обучения - поиск, исследование, близкое по сути к науке. Мне кажется, что ничто не мешает применять такие принципы в современной школе. Общество не изменится само по себе, но если приложить усилия...Поэтому после окончания технического вуза, я устроилась работать в школу.

Когда я сообщила маме, что с первого сентября стану учительницей, она испугалась: «Ты потеряешь лучшие годы! И это после пяти лет в МЭТУ!»

Лично меня интересовало только одно — можно ли носить брюки и джемпер или нужно все время быть в костюме и на каблуках? Я с ужасом представляла, что придется целыми днями ходить в неудобной одежде и изображать из себя умудренную опытом и знаниями даму. К счастью, мне повезло - лицей, куда я пришла работать, — либеральное учебное заведение и здесь нет строгого дресс-кода.

Несмотря на то, что я пыталась устроиться в разные школы, взяли меня только туда, где я училась сама. Такая работа имеет и свои преимущества, и недостатки: с одной стороны, это поддержка и помощь— с другой, это опека со стороны бывших учителей, и иногда она кажется навязчивой...

Через полгода практики в русле гуманистической педагогики я неожиданно поняла, что у самих учеников нет большого желания ввязываться в исследование — все изначально уверены в существовании одного правильного ответа. Например, когда я предложила задание, успех выполнения которого зависел в первую очередь от способности обосновать свою точку зрения, некоторые просто не поняли: разве может быть несколько правильных точек зрения?

Вера во всемогущий Правильный Ответ настолько фундаментальна, что поколебать ее очень трудно.
Я также обратила внимание, что вопрос, на который ученик сразу не знает «правильный» ответ, редко вызывает желание его искать. Человек просто замолкает или начинает судорожно оглядываться по сторонам в надежде на подсказку: в зависимости от атмосферы в коллективе, сердобольные одноклассники начинают либо тихонько подсказывать, либо кричать со своих мест, не давая отвечающему возможность подумать.

Веру в единственный Правильный Ответ поколебать очень трудно. Во-первых, школьники уверены, что он есть всегда, в во-вторых — что он должен быть только один. Действительно, зачем пытаться размышлять, если для получения хороших оценок нужно просто заучить механизм? Минимум напряжения — максимум результата.

Несмотря на мои первые неудачи, я решила продолжать поиск таких форм, заданий и пособий, которые изначально предполагают многовариантность решений.

Поэтому тему экологии мы разбирали с восьмым классом на материале статьи о плюсах и минусах техногенных обществ.Культуру и мораль обсуждали, поставив стулья по кругу, и каждый мог высказаться и быть услышанным. А в девятом классе самостоятельная работа проходила в форме квеста: сначала нужно было угадать зашифрованного художника, потом вспомнить, где в школе висят его картины, и только там уже найти листок с заданием.

Конечно, одного урока в неделю не достаточно, чтобы изменить картину мира, формировавшуюся годами. Ведь ребенка с первого класса учат ориентироваться на результат, соответствующий установленным стандартам.

И моим ученикам тоже нужно знать программу, и сдать успешно экзамен. Теперь ребята сдают ГИА: то же самое, что ЕГЭ, только для девятиклассников. И тем, кто будет его сдавать в следующем году, нужно начинать готовиться уже сейчас.

Сегодня все в школах ждут серьезных изменений: раньше Москва не участвовала в государственных экспериментах, направленных на специализацию старших классов, а теперь этого не избежать. И если учесть, что в школах будет больше молодых специалистов, реформа непременно коснется методики преподавания - ведь вчерашние выпускники вузов еще не так отягощены инерцией и ближе к тому, чтобы шире применять исследовательский подход к преподаванию.

Нужно ли учить школьников исследованию?

учителя   школа   гуманитарная педагогика   исследование  

Просмотров: 2194 | Рейтинг: 15

Ольга Смолина
28.06.2014 22:47:55     Исследовательский проект в большой степени зиждется на личной заинтересованности, на энтузиазме, на первооткрывательском задоре. Являются ли таковыми большинство школьных проектов? Мне кажется, нет. Ведь не все одинаково предрасположены изучать, например, физические законы шире школьной программы, а проекты требуют от всех.
К. Порошина
06.02.2013 23:13:13     Исследование - единственная возможность познать проблему в совокупности ее причин и следствий, возможность раскрыть междисциплинарные связи. Конечно, при условии, что ребенок выполняет исследование сам, а не в лице родителей.
Андрей
20.10.2012 23:23:21     А разве нас (общество) не приучают к мысли, что на все есть один (!) Правильный Ответ?! И его знает только руководство страны? Хорошо, что есть телевизор, это развлечение для бедных и средство промывки мозгов, иначе мы бы не знали, каким ОН должен быть.
Елена Евгеньевна
04.10.2012 13:43:29     Конечно, нужно! Даже по статистике - в процессе выполнения исследовательского проекта ребята получают массу знаний из смежных областей. А какие появляются при этом удивительные изобретения! Скептикам стоит сходить один только раз на выставку моделей, сделанных детьми , - и все сомнения отпадут сами собой!
http://www.sch1693.ru
гость Геллерт Р.Т.
09.07.2012 16:24:39     Совместное исследование - единственная форма получения знаний когда ребенок точно понимает, зачем ему это нужно. Краткосрочными целями легче оперировать, это ближе детям.
Екатерина Ванчинова
05.07.2012 19:26:32     Раньше в педвузы был катастрофический недобор, теперь же туда идут все, кто не прошел в другие вузы, лишь бы получить высшее образование. К чему приведет это - трудно представить, ведь для работы с детьми нужно все же иметь учительское призвание.
Ирина Логвинова
13.04.2012 15:52:08     Не кажется ли вам, что нынешняя образовательная политика направлена не на творческую работу, а на тупое повторение раз и навсегда заученных истин? Если сам Фурцев сдал пробный ЕГЭ на 4, о чем можно говорить?
Алексей Конюхов
11.03.2012 00:51:38     Когда исследования проводятся в классе не для проформы, не потому, что сверху спущена "разнарядка" на энное количество проектов и исследований, а потому что перед ребятами поставлена конкретная ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ задача, поверьте, нет более страстных иссследователей, чем школьники.))) Проблема в том, что формулируя предмет исследования, нужно исходить из интереса самих детей. А если его нет, формировать этот интерес. ЦЕЛЬ исследования должна быть ощутимой, достижимой и НУЖНОЙ обществу.
Юрий Алексеевич Шитов
29.02.2012 13:10:12     Чем отличается исследование от простого и старого как мир механического запоминания? Многим. Прежде всего, это не тема, а комплекс тем. Во-вторых, темы взаимосвязаны, т.е. в диалектике развития. Эти знания уже на порядок выше! Но главное - тем, что ученик изначально готовится понять комплекс тем настолько, чтобы суметь передать это другому. А это совсем другой уровень требований, другой уровень отношения. Вот почему я обеими руками за исследования. Пусть их будет больше!

Новые участники

BrettLox
22 Jun 2017 18:18
FrankDok
22 Jun 2017 18:03
Larrymub
22 Jun 2017 18:00
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3