Воспитывающие центры и воспитывающие ситуации

Школа в селе Сахновка была вначале обычной десятилеткой. Все изменилось, когда в ней появился новый директор - А.А.Захаренко. Молодой педагог первым делом привез в школу... планер. Научился летать сам, и научил ребят. Затем - вместе с родителями построил и вовсе невиданное - планетарий! Затем идеи посыпались одна за другой: оранжерея, фонтан, бассейн при школе, розарий, стена Героев - Крыница памяти, краеведческий музей, приобретение двух учебных самолетов... А главное - опыт совместного труда и новых открытий преобразил учебный процесс. Ученики Сахновки начали с легкостью побеждать на районных и краевых олимпиадах, поступать в ведущие вузы. В чем же заключался секрет сахновских успехов?

Опыт Сахновской школы (Черкасская область) широко известен. После выхода в свет книг самого руководителя школы - Александра Антоновича Захаренко (вместе с С.О. Мазуриком), М.М. Поташника, Б.С. Чубара этот опыт стал восприниматься как яркий, эмоционально насыщенный, наполненный трудовыми усилиями детей и взрослых и вместе с тем пронизанный игрой и шуткой, опыт, далеко выходящий за границы школы. Описать его на нескольких страницах почти невозможно. Но есть книги. При чтении их следует иметь в виду: опыт А.А. Захаренко, как и других руководителей «авторских» школ, уникален, а значит, неповторим. Но идеи, из него вытекающие и характеризующие систему Захаренко, могут быть положены в основу создания собственных воспитательных систем в школах, которые работают в условиях, близких к Сахновке, то есть в «глубинке». Могут они быть использованы и в процессе совершенствования уже сложившихся систем. Какие же это идеи? Их несколько. Прежде всего - идея воспитательных центров, в рамках которых организуются жизнь и творчество школьников разных возрастов. Таких центров в школе несколько.
 
Это само школьное здание с его кабинетами, рекреациями. Это школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, зелеными уголками классов, скамейками для отдыха. Это краеведческий музей, отражающий историю родного села, его далекое прошлое, судьбы его жителей, их участие в исторических событиях, его быт и культуру. Это школьная обсерватория с телескопом, вращающимся куполом. Это школьная теплица, где выращиваются и рассада для колхоза, и овощи для школьной столовой, и цветы. Это центр здоровья: бассейны - зимний с подогревом и летний, целебная туевая роща.
 

Важнейшей в воспитательной системе А.А. Захаренко является идея «средового подхода». Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя изособенностей и потребностей окружающей школу среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села - таков социальный заказ. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьников, и родителей. Так, краеведческий музей - результат колоссальных усилий ребят - стал, как это и было задумано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии. Здесь молодоженов встречают хлебом-солью.
 
В Сахновке практически невозможно четко обозначить границы между школой и селом, они связаны органично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оптимизм.
 
Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд – труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но корень, стержень воспитательной системы А.А. Захаренко – совместный созидательный труд, в котором воспитывают и замысел, и сам процесс, и его результаты, влияющие уже не только на данное, но и на последующие поколения школьников.
 
Любая «авторская» система носит отпечаток личности ее создателя. В Сахновской школе личность директора особенно сказывается в техническом уклоне, в увлечении ребят техникой, причем новейшей. Захаренко закончил физико-математический факультет. У него умелые руки, интерес к техническим новинкам. И вот с его помощью ребята строят фонтан с автоматическими устройствами, изготовляют серию ЭВМ, создают парк картингов, строят спортивный самолет, «запускают в космос» лягушку. Кипы прочитанной литературы, увлеченные разговоры, озарения, находки... И уже не поймешь, кто ведомый, а кто ведущий - педагог или дети.
 
Очень важна в воспитательной системе А.А. Захаренко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздействием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения искусства - пусть и не шедевры.
 
Школа утопает в цветах. На аллеях Памяти, где высажено 216 кустов роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом табличка с именами не только солдат, но и ребят – хранителей памяти о них.
 
В арсенале школы множество средств эмоционального воздействия на детей. Множество, но повторять их вряд ли имеет смысл. Это не «волшебная палочка» воспитания, а прием, включенный в целостную систему. Включенность любого метода, приема, детали в систему — не только характерная черта системы А.А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Живую ткань системы составляют как удачные способы, приемы и методы, так и неудачи. Педагогически обыгранные, они начинают «работать на систему». Стоит вспомнить описанный Б.С. Чубаром «бунт роботов», чтобы убедиться: неудача в их создании помогла повысить «кибернетическую культуру» ребят. «Школа должна быть неожиданной», - утверждает ее автор. Мастерством озарения, экспромта, шутки владеет здесь не только Александр Антонович, но и учителя и дети. «Ах, Юра с крыши не спускается, голубей гоняет? Передайте ему, пусть не слезает с крыши, пока всех голубей не разгонит», - это вместо ожидаемого разноса.
 
Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы –  та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого отдельного ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эффективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что надо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспитанности на каждого школьника. Метод их заполнения – метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее, чем итоговая оценка, важен сам процесс оценивания, который тоже воспитывает.
 
Развивать систему только за счет укрепления ее традиций и корректировки отношений нельзя. Нужны новые, и не только новые, но и «сумасшедшие» идеи. Это отлично сознавал педагог Захаренко и ставил «производство идей» на одно из первых мест в своей работе. Число школьных «новаторов» неуклонно росло, а рождение ценной идеи всегда было праздником для школы. Бывало, что идеи заимствовались и со стороны, но лишь те, которые органично вписывались в общую педагогическую концепцию сахновских педагогов. И ни на один метод, средство, прием здесь не смотрели как на некую «волшебную палочку», а как только назвено развивающейся системы.
 
Школа А.А. Захаренко – не просто сельская школа, а школа в «глубинке». Никто ничего для нее не сделает можно сделать только самим. Но можно – значитнадо.Отсюда и бассейн, и сад, и роща. Отсюда и вхождение в XXI век через «письма в будущее», через планетарий, усадьбы сельчан. Отсюда перемены у столов с яблоками на школьном дворе. Отсюда и классные площадки, специально спроектированные и художественно оформленные: у каждого класса своя площадка, передаваемая по наследству подшефному классу. Множество центров активности и центров влияния.
Так было. Гремела слава Сахновской школы. Известен на весь Союз стал опыт А.А. Захаренко. Недаром он стал депутатом Союзного съезда. Недаром его доклады с вниманием слушали в АПН СССР, а выступления на педагогических конференциях вызывали живейший интерес их участников. Что сейчас с Сахновской школой? В каком она состоянии? Хочется верить, что она одолела еще вершины на своем пути. Но в любом случае «система Захаренко» с его идеей центров и ситуаций живет в сознании не только тех, кто ее создавал, но и тех, кто о ней читал или слышал ее автора.
 
Л.И. Новтакова

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Ре­дактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. 

Новые участники

albertzr1
22 Jul 2017 05:22
jessiejt69
22 Jul 2017 04:50
Petrtog
22 Jul 2017 04:26
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3