Воспитательная система школы-комплекса

Сегодняшнее многообразие форм учебно-воспитательных учреждений диктуется в значительной степени тем, что в условиях обычной массовой школы затруднено главное - создание мира детства с такой атмосферой взаимоотношений взрослых и детей, где реализуется возможность самовыражения и самоутверждения каждого. Само содержание учебно-воспитательной работы, структура массовой школы, ее организация и режим настроены на «вал», но никак не на создание условий, максимально способствующих развитию личности школьника. Общеобразовательная школа все еще не может разрешить существующие противоречия:
• между потребностями и интересами каждого школьника и возможностями для их удовлетворения;
• между стремлением ребенка быть активным субъектом учебно-воспитательного процесса и действительным положением школьника;
• между необходимостью единства позиции школы, семьи и общественности и фактическим отсутствием такого единства;
• между воспитательными возможностями социальной среды и неумением школы их использовать.
В современных условиях требуется школа, способная на более высоком, качественно ином уровне решать учебно-воспитательные задачи, следовательно, школа, имеющая свои принципиальные особенности.
Типом школы, отвечающим современным требованиям, может стать школа-комплекс, относительно новый тип школы. Мы не случайно оговорили относительную новизну школы-комплекса как типа школы. Ведь и опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А. Караковского и многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.
Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.
Школа-комплекс сегодня определяется нами как одна из перспективных моделей современного учебно-воспитательного учреждения, где дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений. Но таким образом модель реализуется в конкретной школе лишь при условии создания в ней воспитательной системы.
В исследовании А.М. Сидоркина воспитательная система школы определена как социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственных педагогических целей, связанных с воспитанием детей. Не менее важным для системообразования являются цели самого ребенка, связанные с удовлетворением его актуальных потребностей.
Педагогические цели и цели самих детей выступают как стороны противоречия, диалектическое разрешение которого возможно лишь при господстве в школе гуманистических ценностей, гуманного отношения к ребенку, к его будущему и настоящему, то есть при сформированной в школе воспитательной системы. Только при условии создания в школе воспитательной системы педагогические цели (гуманистическое развитие личности) и цели самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности) могут быть соотнесены. Возникает вопрос: «Как соединить социальный заказ и индивидуальное начало растущего человека?»
 
Анализ имеющегося опыта, существующая более десятилетия успешная практика доказывают, что именно в школе-комплексе реальнее всего складывается связь «школа-личность ученика».
Не только главный вид деятельности - учение, серьезное, глубокое, но для многих нелюбимое, оказывается основным центром общих забот. На смену приходит принципиально иная парадигма: разностороннее развитие личности. Учебный процесс не гипертрофируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.
Таким образом, мы можем предположить, что создание воспитательной системы именно в школе-комплексе позволит каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.
Значит ли это, что любая школа-комплекс является уже сама по себе воспитательной системой? Думается, нет.
Любая школа является социально-педагогической системой, но далеко не любая - воспитательной. Организация школы-комплекса, на наш взгляд, лишь создает условия наибольшего благоприятствования для создания в ней воспитательной системы.
Воспитательная система, согласно концепции, разработанной Л.И. Новиковой, В.А. Караковским, Н.Л. Селивановой, включает в себя комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, влияний освоенной школой среды.
Значит, воспитательная система школы - это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, позволяющий добиться конкретного результата.
Бесспорно, понимание сущности воспитательной системы во многом зависит от того, что понимается под собственно воспитанием. В современном понимании воспитание - это управление процессом развития личности (Х.Й. Лийметс).
Определившись в том, что обычная массовая школа не в состоянии создать условия для полноценного развития личности ребенка, а решение этих задач возможно в школе-комплексе, причем такой школе-комплексе, в которой формируется воспитательная система, уместно охарактеризовать реальную школу, в которой происходит становление воспитательной системы школы-комплекса.
Школа № 18 Йошкар-Олы Республики Марий Эл находится в заводской части города. Вокруг крупные промышленные предприятия, район удален от культурных центров. В микрорайоне школы недостаточно возможностей для содержательного досуга, занятий спортом, творчеством. Образовательный уровень родителей невысок: лишь в 15% из 1700 семей родители имеют высшее образование. В микрорайоне немало неблагополучных семей, семей «риска».
 
Создание воспитательной системы начинается с постановки цели. Цель должна быть адекватна интересам всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Образно выражаясь, необходимо «вытащить цель из среды». Встречаясь на собраниях с родителями, беседуя с учащимися, проводя анкетирование как учеников, так и выпускников школы, мы выделили шесть приоритетных видов деятельности. Это познавательная деятельность, музыкальная,   хореографическая,   ИЗО-деятельность, спорт и производство.
Цель работы в нашем случае сформулирована как создание воспитательной системы школы-комплекса, в которой обеспечиваются возможности развития личности каждого школьника в различных видах деятельности, в условиях дифференцированного обучения, на основе взаимодействия с окружающей средой. Естественно желание всех педагогов в качестве системообразующей деятельности рассматривать учение. Но как показывает анализ, далеко не сразу и не всеми детьми учение воспринимается как главное в жизни. Мы положили в основу системообразующей деятельности тематические периоды, то есть восемь или шесть общешкольных дел, которые планируют, готовят, проводят и анализируют сами ребята вместе со взрослыми. В процессе такой деятельности формируются принципиально отличные от обыденных отношения как между школьниками и учителями, так и внутри детского коллектива. В те моменты, когда это получается, в коллективе возникает эффект эмоционального заражения, коллективного сопереживания, что объединяет всех (ситуация на сборах, творческих учебах, коллективных творческих праздниках и т.д.). Такие композиционные узлы системы являют собой не что иное, как школу общения, познания друг друга, стыковки воспитания и образования.
 
Школа-комплекс - учебно-воспитательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Причем не может быть единообразия - обязательного варианта школы-комплекса. Все зависит от конкретных социально-педагогических условий, материально-технических и кадровых возможностей. Наш опыт позволяет определить школу-комплекс как систему, суть которой состоит в создании во взаимодействии со средой - социальных, психолого-педагогических, материальных, организационных условий для развития личности каждого школьника. В нашем случае создана модель, в которой обеспечиваются возможности саморазвития личности каждого школьника в различных видах деятельности и в условиях дифференци-рованного обучения.
В процессе перехода школы в режим работы школы-комплекса решаются сложные, многоплановые задачи.
Во-первых, создается единая целевая комплексная программа воспитания и обучения как важнейший интегрирующий фактор успешной работы. Ведущей идеей программы является ориентация на личность ребенка, на ее полноценное развитие и самочувствие в школе.
Во-вторых, формируется как сама структура школы-комплекса, так и структура управления ею, которая сложнее, чем в обычной образовательной школе. На основе системно-целевого подхода определяются разные уровни управления структурами школы-комплекса, с учетом профессиональных задач и функций руководства.
Структурными подразделениями экспериментальной школы-комплекса № 18 Йошкар-Олы стали: школа раннего развития для детей пяти-шестилетнего возраста, начальная школа, общеобразовательная школа, школа искусств с отделениями музыки, живописи, хореографии и сценического искусства, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно-восстановительный центр. Не трудно заметить прямую связь между видами деятельности, востребованными социумом, и структурами школы-комплекса, реализующими соответствующие направления работы.
В школе-комплексе коллективная творческая деятельность стимулирует развитие познавательной деятельности от приоритетной к системообразующей через эффективное решение тех задач и достижение тех целей, которые выдвинуты педагогами, родителями и учениками. В этих условиях школа-комплекс становится учебным заведением, в наибольшей степени способствующим развитию ребенка, создающим условия для его самореализации и самоопределения. Последующее развитие структур, входящих в состав школы-комплекса, предполагает активизацию детей в спортивной, производственной, художественной, музыкальной и других видах деятельности. В то же время одной из важнейших задач педагогического коллектива остается задача повышения эффективности познавательной деятельности в широком смысле слова.
 
Решение этой задачи невозможно без психолого-педагогической диагностики способностей, интересов и возможностей детей в целях последующей дифференциации и индивидуализации обучения. Для этого необходимо как можно более раннее медико-педагогическое обследование будущих первоклассников, позволяющее заранее подобрать программу обучения в школе первой ступени (по курсам 1—3 или 1—4), обучения по специальным программам в школе искусств или спортивной школе. Особое место в этом процессе занимает школа раннего развития, в которой по индивидуальным программам обучаются все будущие ученики первого класса.
В начальной школе учащиеся знакомятся с разнообразными видами творческой деятельности: музыкой, живописью, хореографией, сценическим искусством, прикладным искусством и т.д. Дети, проявившие на ранних этапах обучения особые склонности к музыке или другим видам искусства, продолжают обучение по специальным программам (с учетом пожеланий родителей). Вообще же создание спецклассов в школе первой ступени вряд ли целесообразно, так как интересы и склонности ребят в этом возрасте еще неустойчивы. Исключение может составить специализированный национально-художественный класс, прием в который осуществляется на конкурсной основе.
Большинство учащихся школы первой ступени обучается по основной (базисной) учебной программе, но с обязательной внутриклассной дифференциацией. При необходимости в каждой параллели создаются классы облегченного уровня преподавания (выравнивания, коррекции). По итогам каждого года обучения проводится диагностика. Родители имеют право обратиться к педсовету с просьбой о переводе ребенка в класс с более развернутой программой или наоборот. Педсовет принимает решение только в интересах школьника.
По завершении обучения в школе первой ступени проводится итоговая диагностика всех детей. Учащиеся, не усвоившие программу начальной школы, могут быть переведены в класс преемственности (четвертый класс).
В пятом и последующих классах неполной средней школы (вторая ступень) продолжается реализация дифференцированного подхода через программы углубленного, базисного (основного) и облегченного (коррекционного) уровней. Индивидуализация осуществляется через разнообразные спецкурсы, факультативы, дополнительные предметы по выбору (шахматы, ЭВТ и информатика, второй иностранный язык, история искусств и т.д.). Сохраняется за учащимися право перехода в классы более глубокого или облегченного уровня обучения (каждое полугодие). Основанием для перевода служат согласие ученика и письменное заявление родителей. Перевод осуществляется только решением педагогического совета.
В школе третьей ступени решается задача предпрофессиональной подготовки. Для этого формируются профильные классы, работающие по специальным учебным планам. Возможна разработка индивидуальных учебных планов для школьников, отлично успевающих по основным предметам базисного учебного плана.
Формированию познавательных интересов, расширению кругозора, определению тем исследовательских работ помогает широкое привлечение ученых, преподавателей высшей школы к преподаванию предметов вариативной части учебного плана. Индивидуализация обучения осуществляется посредством определения группы учащихся, которые работают по особой программе под руководством специалистов высшей школы. Такая группа может состоять из 2—7 человек.
 
Проверяются новые подходы к построению учебного процесса:
 • в расписании количество общеобразовательных уроков не должно превышать четырех в день с первого по одиннадцатые классы. Все остальные занятия выносятся во вторую половину дня. Используется двухзвенная система уроков-блоков, особенно в старших классах, с целью сокращения объема домашней подготовки. Применяется «погружение» в предмет (два-три раза в год), используется методика опорных сигналов, позволяющих усвоить главное, существенное;
• введены межпредметные уроки, разновозрастные уроки;
• создана система уроков, проводимых специалистами высшей школы (в академических и педагогических классах);
• создана сеть филиалов кафедр университета и пединститута для работы с одаренными учащимися;
• создаются интегрированные курсы;
• в целях ликвидации перегрузки в средних и старших классах основной акцент в обучении умению учиться делается учителями начальных классов; в первой ступени применяются методики обучения письму Е.Н. Потаповой, используется парно-групповая работа и т.д.;
• введен институт учителей-ассистентов для работы в классах с углубленным изучением предметов.
 
Серьезную роль в воспитательной системе школы-комплекса играют внешние связи с самым широким кругом предприятий, учреждений, культурными, спортивными и другими объектами города.
Создание воспитательной системы школы-комплекса рассматривается как особая цель деятельности коллектива. Важно уже на первых этапах вводить в систему гуманистические идеи свободы выбора, добровольности, взаимной терпимости и ответственности. Педагоги должны сформировать такой уклад жизни школы, который был бы привлекателен для ребят и в то же время позволял реализовать педагогические цели. Важно, чтобы не только педагоги, но и школьники чувствовали себя творцами школьной жизни.
Музыкальная, художественная и хореографическая школы так же работают по двухуровневым программам: общей и специальной. Работа этих школ начинается с 14.00, после полуторачасового перерыва.
Общие занятия посещают все учащиеся с первого по третий класс. Специальные занятия посещают учащиеся, проявившие особую склонность к тому или иному виду искусства.
Спортивная школа функционирует в режиме разнообразных видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, плавание, парусный спорт и т.д.), определяемых желанием учащихся. На основе избранных видов спорта формируются отделения спортшколы. В каждом отделении три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Школьники посещают избранные отделения школы по расписанию, составленному с таким расчетом, чтобы физическая нагрузка реализовывалась ежедневно для каждого ученика в объеме не менее часа. Группы-секции формируются по разновозрастному принципу. В конце каждого полугодия учащиеся сдают зачет по общей физической подготовке.
Производственный комплекс представляет собой объединение школьных мастерских (по дереву, металлу, швейной и кулинарии) и созданных на их базе малых предприятий по производству мягкой мебели, индивидуальному пошиву одежды, изготовлению кондитерских изделий, оранжереи, а также лечебно-восстановительного центра с кабинетами лечебного массажа, подводного массажа, душа Шарко и циркулярного душа, ингалятория. В комплекс входит и стационарный лагерь труда и отдыха на базе совхоза «Овощевод».
На первой ступени производственного комплекса в мастерских трудятся учащиеся первого-третьего и пятого-девятого классов в соответствии с программами, выполняя практические задания, удовлетворяющие потребности младших товарищей-дошкольников, семьи, школы, микрорайона, шефствующих предприятий. На малых предприятиях ребята трудятся исключительно по желанию и в соответствии со своими потребностями. Труд на малых предприятиях оплачиваемый.
На второй ступени учащиеся десятых-одиннадцатых классов работают в производственном комплексе в соответствии с избранным профилем: техническим или гуманитарно-педагогическим.
 
В школе-комплексе имеется педагогический класс (класс с педагогической специализацией). Он существует как подкурс дошкольного факультета Марийского государственного педагогического института. Занятия по спецдисциплинам ведут преподаватели вузов.
Работа в летнем лагере труда и отдыха, организуемая на принципах самоуправления, хозрасчетной деятельности и расчета коэффициента трудового участия, замыкает весь производственный цикл.
Наш опыт позволяет сегодня определить условия, в которых воспитательная система школы-комплекса может успешно развиваться:
1. Четкая формулировка целей деятельности, освоение этих целей всеми субъектами деятельности, сориентированность этих целей.
2. Наличие концепции создания и развития воспитательной системы.
3. Наличие квалифицированных кадров и постоянный рост их профессионального мастерства.
4. Создание отношений сотрудничества, диалога, доброжелательности.
5. Предоставление детям свободы выбора видов деятельности и форм выбора.
6. Выбор педагогически целесообразных технологий.
7. Организация педагогически целесообразного взаимодействия между структурами воспитательной системы и между субъектами деятельности.
8. Использование воспитательных возможностей среды.
9. Организация    педагогически    целесообразного управления, взаимодействие управленческих структур, включение детей в управленческий процесс.
10. Связь с наукой, приобщение учителей к исследовательской работе, приглашение специалистов, курирующих различные направления деятельности школы.
11. Изучение опыта других школ и использование элементов этого опыта в своей работе; выход на международный опыт.
12. Создание соответствующей материальной базы.
13. Финансовое обеспечение.
Режим поиска — объективное условие существования школы-комплекса. Именно здесь на практике осуществляется прорыв к новому содержанию образования, «замешанному на дрожжах» личностно-ориентированного подхода.
Особую роль в комплексе призваны играть разновозрастные объединения, значимость которых для детей не менее высока, чем коллектива сверстников. Школа-комплекс - это не только интеграция усилий, но и в первую очередь - и это особо важно - активный вариант со-вершенствования самой среды.
Познание в процессе преобразования окружающей среды - социальной, экологической, предметной - открывает простор для личностного самовыражения в любом виде деятельности. Выражая идею консолидации сил общества и государства в деле воспитания, интегрируя воспитательный потенциал среды, школа-комплекс, опираясь на развивающиеся внутренние силы растущего человека, формируется в такой тип воспитательной системы, который обеспечивает детям возможность стать активными творцами жизни на началах ее подлинного переустройства.
 
Г.Е. Пейсахович

Сборник «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)». Ре­дактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998 г.

  

Новые участники

Michaelpug
22 May 2017 23:16
Alexarpex
22 May 2017 22:41
DarlaFruib
22 May 2017 19:35
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3