Воспитательная система детского санатория "Прометей"

Детский санаторий «Прометей» расположен в сосновом бору на живописном берегу реки Тверцы в пяти километрах от города Твери. Он открыт сравнительно недавно, в ноябре 1993 года. Возраст - детский. И как маленький ребенок, он смотрит на мир широко открытыми глазами, впитывает все новое, яркое, доброе и дарит это другим.
У санатория уже есть свой почерк, свое лицо и авторитет среди детей и родителей, педиатров и педагогов области. Создана современная лечебно-диагностическая база, работает высокопрофессиональный коллектив педагогов и медиков, разработана концепция развития детского лечебно-профилактического учреждения.
Санаторий оснащен современным медицинским оборудованием, в работе используются как традиционные, так и нетрадиционные реабилитационные методики и технологии, опирающиеся на последние достижения медицинской, психологической и педагогической науки. С ноября 1996 года санаторий является базовой площадкой Научного центра современных проблем воспитания Института теории образования и педагогики РАО. В октябре 1997 года постановлением губернатора Тверской области санаторию присвоен статус Центра медико-социально-педагогической реабилитации. В один заезд санаторий принимает 150 детей и подростков в возрасте от 5 до 14 лет.
Медицинский и педагогический коллектив санато¬рия, анализируя причины возникновения тех или иных нарушений физического развития детей, постоянно убеждается, что ребенок, находясь в условиях социально-педагогического «голода», чаще подвергается опасности хронизации острых заболеваний и перехода функциональных состояний в заболевания. «Опыт работы учреждения доказывает, что эффективность лечебно-восстановитедьного процесса напрямую зависит от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок. Социально-педагогическая и психологическая реабилитация не только благоприятствует медицинской реабилитации, но и сама может стать пусковым механизмом коррекции физического здоровья ребенка (порой даже без медикаментозного вмешательства). Исходя из этого идея приоритетности социально-педагогической и психологической реабилитации становится первостепенной; она является основной в построении воспитательной системы нашего лечебно-профилактического учреждения.
Цели и задачи воспитательной системы санатория-центра формируются коллективом отделения социально-педагогической и психологической реабилитации с учетом специфики заболеваний, потребностей детей и родителей и согласуются и корректируются на медико-педагогических советах в рамках каждого заезда (длительность которых в течение учебного года - учебная четверть, летом - 30—40 дней).
Отделение социально-педагогической и психологической реабилитации санатория-центра включает в себя: отдел социальной педагогики (организация жизнедеятельности первичных детских коллективов), центр развития и досуга (разработка и реализация программ, способствующих развитию, адаптации и реабилитации детей и подростков), школу лечебно-коррекционной педагогики (привитие навыков учебного труда через индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса).
В основу педагогической концепции воспитательной системы легли идеи о «лечении через воспитание» (В.П. Кащенко), антропологические подходы (П.П. Блонский, Л.С. Выготский), идеи социальной реабилитации (А.С. Макаренко), педагогические концепции о целенаправленном влиянии среды на личность, о компенсаторной функции воспитательных систем учреждений интернатноготипа (Б.Беттельгейм, Януш Корчак), теория воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).
 
Воспитательная система санатория имеет ряд особенностей, среди которых главные: относительная автономность учреждения, цикличность заездов, социальный состав семей воспитанников (как правило, это дети из многодетных, неполных или ассоциальных семей, социальных приютов), контингент воспитанников, складывающийся из часто болеющих детей с кардиопульмоноло-гической патологией и, как следствие этого, с несформированностью коммуникативных навыков, неуспешностью в учении, низкой адаптивностью.
Целью воспитательной системы санатория-центра является создание условий для социально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем, от чего, как уже говорилось, зависит эффективность лечебно-восстановительного процесса.
Под социально-педагогической реабилитацией мы понимаем восстановление адаптационных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Программа социально-педагогической реабилитации разрабатывается с учетом «личностных ресурсов» ребенка, под которыми понимается совокупность его физических и психических способностей, позволяющих при создании определенных условий формировать потребности к самоактуализации, самореабилитации, самоопределении, самоорганизации.
На основе сказанного в качестве основных нами определены следующие функции воспитательной системы санатория-центра.
Функция защиты. Для многих детей санаторий - это единственное место, где о них по-настоящему позаботятся, своеобразная экологическая ниша. С другой стороны, попадая на довольно продолжительный срок в новые для него условия, ребенок испытывает дискомфорт из-за отрыва от привычной для него жизни, новый мир ему незнаком и кажется чужим и даже враждебным, ребенок боится непонимания, недоверия, незнакомых людей. Поэтому функция защиты занимает ведущее место в деятельности педагогического коллектива.
Функция коррекции обусловлена тем, что в рамках такого достаточно автономного учреждения как санаторий его коллективу приходится корректировать влияние внешней среды своими ценностями, ориентирами, правилами жизни, выработанными в совместной деятельности детей и взрослых.
Функция компенсации. В санатории многие дети впервые оказываются в ситуации успеха, у них появляется возможность проявить себя в творческой деятельности, найти свое «я», реализовать потребность в общении. Большое значение имеет влияние педагогов-мужчин на детей из неполных семей. Функция компенсации реализуется и в процессе обучения.
 
Эти функции наиболее полно реализуются в санатории в силу таких факторов как автономность этого учреждения, временность пребывания в нем, отсутствие шлейфа стереотипов, сложившихся по отношению к ребенку в том социуме, где он живет постоянно. Мы не знаем, каким он был дома. Нам легче поверить в его достоинства, способности, доброту.
Системообразующими видами деятельности в воспитательной системе санатория являются оздоровительная, досуговая, учебная и жизнедеятельность первичных детских коллективов. Причем по отношению к остальным оздоровительная деятельность является взаимопроникающей.
Под оздоровительной деятельностью мы понимаем комплекс мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья детей, режим отдыха в экологически благоприятной среде, формирование навыков здорового образа жизни, способствующих преодолению трудностей в общении и социально-психологической адаптации.
Жизнедеятельность первичных детских коллективов является центральным звеном в воспитательной системе санатория. Именно здесь разрешаются основные трудности адаптации ребенка к новым для него условиям. Здесь он решает бытовые проблемы, выстраивает отношения со сверстниками и взрослыми. В организации жизнедеятельности первичных детских коллективов используются приемы методики коллективного творческого воспитания. Пребывание во временных детских коллективах не только оставляет заметный след в формировании личности ребенка, но наблюдается и перенос личностных приобретений из временного коллектива в постоянный. Но тут мы встречаемся с определенными сложностями.
Привыкнув в санатории к комфортному стилю общения, основанному на уважительном отношении к личности ребенка, дети, возвращаясь в свою постоянную школу, часто не находят понимания своих проблем. Более того, возвратившись домой и не найдя понимания, они нередко стремятся вернуться к нам.
Досуговая деятельность, организуемая центром развития и досуга, играет значительную роль в воспитательной системе санатория. В санатории созданы детские объединения по интересам различного профиля, работают редакция детской газеты, библиотека, организуются просмотры видеофильмов, реализуются авторские программы «Риторика и основы коммуникации», «Диагностика. Адаптация. Общение». Все детские объединения работают по авторским программам, адаптированным к условиям детского лечебно-профилактического учреждения.
Организуются встречи с творческими коллективами тверских театров, Дворца детей и молодежи. Для многих детей это является едва ли не единственной возможностью приобщения к искусству.
В процессе функционирования воспитательной системы санатория-центра ведется поиск эффективных воспитательных технологий. Разрабатываемые в настоящее  время  долговременные  игровые  программы «Следопыт», «Русский сувенир», «Город», «Кругосветное плавание», «Познай себя», «Театр и Время» и другие представляют собой комплекс связанных единой тематикой малых форм, приемов, охватывающих четыре основные сферы: оздоровительную деятельность, учение, труд, творческую деятельность по интересам в сфере досуга.
Особенностями долговременных игровых программ являются   регламентация   физических   и   психоэмоциональных нагрузок с учетом состояния детей, игра на свежем воздухе, театрализация.
Долговременная игровая программа «Следопыт» знакомит с флорой и фауной окружающих природных комплексов: лес, луг, река, поле. Ребята учатся общению с природой, находят объекты экологической заботы. В программе однодневные походы, ночевки у костра, туристические эстафеты, познавательные коллективные творческие дела экологической направленности.
Большой популярностью пользуется долговременная игровая программа «Город», задача которой - развитие у детей способности социальной адаптации и самоопределения в меняющихся условиях жизни. Участники программы в ходе коллективной мыследеятельности разрабатывают модель игры («Город времен Ивана Грозного», «Современный город» и др.). Затем они реализуют ее в различных видах деятельности на пользу и радость окружающим людям: благоустраивают территорию, проводят игры и конкурсы для малышей, помогают им в самообслуживании, приобретая тем самым опыт заботы.
Развитию у детей навыков совместной деятельности, творческого воображения, интереса к истории и мировой художественной культуре помогает долговременная игровая программа «Кругосветное плавание». В ходе заочного путешествия ребята знакомятся с историей городов Тверской области, памятниками культуры разных стран и народов.
Уроками прекрасного, праздником детской фантазии стала долговременная игровая программа «Театр и Время», участвуя в которой ребята пробуют себя в сценическом искусстве, в роли режиссеров, гримеров, костюмеров и театральных критиков.
В основу разрабатываемой модели долговременной игровой программы легли идеи, опыт организации и проведения «длительных воспитывающих игр» (И.Н. Жуков), комплексов игр (А.С. Макаренко, В.Н. Терский), программ деятельности пионерской организации (марши, игры-путешествия), тематических периодов (И.П. Иванов), годовых циклов школьных ключевых дел (В.А. Караковский), профильных смен во Всероссийском лагере «Орленок», зимних и летних лагерях актива.
Систематизируя деятельность по моделированию и разработке долговременных игровых программ, можно сделать следующие предварительные выводы:
1. Долговременная игровая программа занимает ведущее место в воспитательной системе нашего учреждения.
2. Внедрение долговременных игровых программ в практику воспитательной системы санатория-центpa эффективно в силу особенностей сист
емы, типа учреждения.
3. Долговременная игровая программа позволяет наиболее полно развивать познавательную, коммуникативную, адаптационную, психо-эмоциональную сферы ребенка.
4. Долговременные игровые программы могут использоваться в воспитательных системах любых типов образовательных учреждений.
 
Особое место в воспитательной системе санатория-центра занимает неполная средняя общеобразовательная школа, работающая по модели школы лечебно-коррекционной педагогики. С этой целью в учебных классах размещены парты, обеспечивающие смену динамичных поз, офтальмотренажеры, скомплектован дидактический материал, позволяющий осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения. Используются технологии, развивающие внимание, память, тонкую моторику.
В санатории-центре ребенок приобретает опыт общения в нескольких детских объединениях: первичный детский коллектив, учебный класс, кружок, совет дела, инициативная группа. Тем самым мы пытаемся расширить для детей круг поиска наиболее благоприятных условий для проявления личностных качеств, самореализации в ситуации успеха. У ребенка появляется возможность общаться не только со сверстниками, но и со старшими и младшими ребятами, со взрослыми.
Основываясь на научных исследованиях в области педагогики и психологии временных детских коллективов (О.С. Газман, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Р.С. Немов), на многолетнем личном опыте работы в летних оздоровительных лагерях, лагерях актива, мы определили следующую структуру заезда:
I) организационный период, в ходе которого происходит прием, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных условий детей, а также включение их в жизнедеятельность первичного детского коллектива, где серия «малых форм» позволяет ребенку познакомиться, найти друзей;
2) основной период, который является наиболее продолжительным и сложным; в это время решаются основные цели и задачи воспитательной системы;
3) заключительный период - период размышлений об итогах пребывания в санатории, оценки того, что происходило с каждым ребенком, обозначения дальнейших ориентиров.
В санатории работает неоднородный по своему составу педагогический коллектив. Около 40% - молодые педагоги, прожившие ситуацию-образец отношений на коммунарских сборах, в областном лагере актива «Ровесник», летних оздоровительных лагерях и работающие с использованием элементов методики коллективного творческого воспитания. Есть и группа опытных педагогов старшего возраста, использующих в своей деятельности прогрессивные идеи и опыт гуманных отношений, принесенные из традиционной школы. Третья группа педагогов – «попутчики», которые не отрицают складывающуюся воспитательную систему, но пока еще ищут в ней свое место.
Педагоги участвуют в работе педагогических и медико-педагогических советов и консилиумов, в творческих группах по их подготовке, методических объединениях, которые сформированы по следующим актуальным проблемам: «Адаптация ребенка в условиях временного детского коллектива», «Оздоровление в ходе учебно-воспитательного процесса», «Активные формы и методы работы с временным детским коллективом», «Индивидуализация и дифференциация обучения в условиях школы детского лечебно-профилактического учреждения», «Влияние деятельности центра развития и досуга на адаптацию и реабилитацию детей с ослабленным здоровьем», «Валеологические программы для младших школьников».
Педагог и ребенок живут не в безвоздушном пространстве, каждый из них тесно связан с окружающей действительностью. Влияние этих связей на воспитательную систему должно учитываться. Поэтому важной стороной нашей работы является изучение внешних обстоя-тельств жизни детей, условий и характера их воспитания, обучения, семьи, круга общения. С этой целью проводятся беседы врачей, педагогов, психолога с родителями или лицами, их заменяющими.
Принципиально важно и изучение внутреннего мира ребенка, а также знание его оценки жизнедеятельности в воспитательной системе. Для этого педагоги используют различные методы исследования: опросы, наблюдения, сочинения («Памятный день в санатории», «Если бы я был главным врачом...», «Письмо другу»).
Анализ влияния воспитательной системы на адаптацию детей в условиях лечебно-профилактического учреждения показывает, что в основном оно позитивно. Дети и родители положительно отзываются о результатах медицинской, социально-педагогической и психологической реабилитации; постоянно увеличивается число детей, которые приезжают в санаторий второй, третий раз.
Мы определяем четыре группы детей по степени адаптированности (классификация условна, неустойчива).
Первая группа — дети, активно включающиеся в деятельность, проявляющие высокую интеллектуальную активность. Чаще всего это городские и сельские ребята из благополучных семей, у которых не прерывается связь с близкими (родители часто приезжают, есть возможность телефонной связи). Они легко адаптируются уже к концу организационного периода.
Вторая группа - дети и подростки, постепенно включающиеся в деятельность и затем принимающие в ней активное участие. Они, как правило, сначала с недоверием относятся к незнакомой обстановке, нуждаются в определенном (2—3 недели) периоде адаптации. Эту группу составляют дети из небольших городов и поселков, обучающиеся в малокомплектных школах, из семей с благоприятным психо-эмоциональным климатом.
Третью группу характеризует прерывистая включенность в деятельность. Дети проявляют интерес к ее определенным видам, конкретным занятиям. Они предпочитают индивидуальную работу, их общительность носит избирательный характер, конфликтность повышенная. Как правило, это дети из неполных, асоциальных семей (вне зависимости от места проживания). В основном они не имеют связи с семьей, их адаптация продолжается до конца основного периода.
Четвертая группа - дети; которые включаются в деятельность с большим трудом. Их больше привлекают зрелищные, массовые мероприятия, в которых их позиция может варьировать от активного участия до пассивного присутствия. Эта группа неоднородная. В нее входят «домашние дети», которые, не сумев принять условия жизни в санатории, уезжают досрочно. Другая категория - дети из неблагополучных семей, которые вынуждены находиться в санатории даже в случае полной дезадаптации.
В развитии воспитательной системы санатория-центра есть противоречия, которые определяются особенностями его работы.
Гуманистическая воспитательная система позволяет создать ситуацию-образец отношений, образа жизни, ситуацию успеха. Для некоторых детей санаторий становится нишей, в которой они самореализуются. Но мы не всегда уверены в том, что возвращение в постоянный социум станет для ребенка безболезненным. Ведь он возвращается туда, где ему не всегда было легко.
Неоднородный социальный состав воспитанников затрудняет адаптацию детей, если одновременно в первичном детском коллективе взаимодействуют дети из благополучных, материально обеспеченных семей и дети из асоциальных семей, воспитанники детских домов, социальных приютов. 
 
Н.А. Баранова
А.Е. Баранов
 
Сборник «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)». Ре­дактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998 г.

Новые участники

albertzr1
22 Jul 2017 05:22
jessiejt69
22 Jul 2017 04:50
Petrtog
22 Jul 2017 04:26
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3