Школа развития креатива в Стокгольме

    В 1994 году трое программистов – Дэвид Эриксон, Ларс Лунд и Джонатан Бриггс создали в Стокгольме инновационную школу Hyper Island. Здесь учатся взрослые: дизайнеры, маркетологи, журналисты, программисты, да и вообще все, чья работа связана с визуальными и цифровыми технологиями. Но основные ее принципы вполне применимы и к среднему образованию, уверены ее создатели. Более того, сейчас они открывают такую школу – школу без учебников, без преподавателей, без классных комнат, без тестов и экзаменов.
 
Идея открыть учебное заведение нового типа пришла им, когда они учились в университете и воспоминания о том, чего им недоставало в средней школе, были еще очень свежи. Анализируя свой не слишком успешный школьный опыт (двое из них были так называемыми «проблемными» детьми), они пришли к общему выводу о том, что их «отбраковали» от других учеников не по их вине. Что-то не так было с самой школой.

Раздумывая над теми причинами, почему школа вызывала у них такую нелюбовь, они поняли, что школьная система основана на инструктаже, на том, чтобы научить детей думать определенным образом. В то же время школа уделяла очень мало внимания тому, как дети  учатся быть людьми – не повторяя упражнения из учебника, а наблюдая, делая что-то, участвуя в чем-то. Традиционные школы упирают на абстрактные идеи, на теорию, через это они определяют интеллект.

Один из создателей школы, Дэвид Эриксон, программный директор института «Стрелка», вспоминает: «Я помню, как пришел в школу и за неделю закончил учебник, который мы должны были пройти к концу года. Учителя придумали выход: дали мне учебник для второго класса, но положили в него закладки. На этой неделе мне позволено читать вот досюда, а на этой вот досюда… Я справлялся с заданием за десять минут и должен был ждать целую неделю, чтобы перевернуть страницу. Бессмыслица. Учителя объяснили: «Как ты думаешь, что почувствуют все остальные, если ты будешь сидеть с ними вместе и решать такие сложные задачки? Им будет неприятно». Школа для меня ассоциируется с требованием, чтобы все делали одно и то же и держали ручку одинаково. За этим стоит представление, что обучение – это изучение какого-то предмета. В те годы никто и не думал о том, что прежде всего нужно научить детей учиться. Это гораздо сложнее, чем изучать предмет.
И все время учителя повторяли: подожди, перейдешь во второй класс, и все будет лучше. А потом: все станет лучше в средней школе. Потом: надо дождаться, когда поступишь в университет. В университете, разумеется, ничего не изменилось.
Тогда я и решил, что должен быть другой путь».

Другие способы выращивать знание

Здание первой школы они открыли… в бывшей военной тюрьме. Просто здесь до них никто не хотел селиться, и потому арендная плата была чрезвычайно низкой, в самый раз для начинающих стар-аперов. Мрачное прошлое здания, расположенного на острове, однако, неожиданно обратилось плюсом – атмосфера исторического места располагала для широких экспериментов в творчестве.
Упор в образовательной программе решено было сделать на эклектичные, но увлекательные короткие программы без всякой теории и с упором на реальные профессиональные задачи. Создателям школы нужно было придумать ни много ни мало как другие способы создавать, генерировать и выращивать знание.

Почти сразу стало понятно: для этого нужно организовать реальную совместную работу. Традиционное образование предполагает, что вы – индивид, отдельная сущность, субъект, который изучает и постигает мир. Но что, если вы – часть чего-то большего? Когда создается группа, где учатся сотрудничать, ее участники добиваются большего от каждого из членов, а затем и вся группа дает больше, чем сумма отдельных усилий.

В школе так не учатся. Суть традиционной системы с ее переходами на новый уровень – это соревнование. И оценки распределяются по гауссовой кривой: у нас будет столько-то учеников с самой высокой оценкой, столько-то с менее высокой… В школе все – конкуренты. Поэтому создатели Hyper Island решили: никаких оценок. И никакой конкуренции. С этого и началась школа.

Бизнес-модель как продолжение идеологии

Вначале о школе узнали дизайнеры и программисты – первые курсы были посвящены этим технологиям. Потом появилась и корпоративная часть, курсы и мастер-классы для крупных компаний. Школа начала успешно развиваться: ее филиалы открылись в Британии, Сингапуре и Нью-Йорке.

Успеху новой школы содействовала политика ее учредителей. С самого начала было заявлено: школа продает не некий объем знаний, а способ добраться до своей мечты. Поэтому она будет сопровождать своих учеников всю жизнь – каждый раз предлагая следующую ступеньку к мечте в форме новых навыков и умений. И неизменно опираясь на командную работу, соратников для которой можно найти в той же школе. Это дополнительный бонус от ее создателей.

«Инновация сегодня – это не плоды труда гениев-одиночек, - говорит Эриксон. – Это продукт сетевого сотрудничества множества команд по всему миру. Города строятся не гениальными архитекторами. Их строят сети, состоящие из политиков, строителей, финансистов и других. Чтобы быть успешным архитектором или программистом, чтобы менять мир, исключительно важно быть способным к сотрудничеству».

Успешность определяется в наше время не продуктом, а вовлеченностью участников, особенно когда речь идет о создании новой ценности. Это похоже на модель IKEA: мы кое-что сделаем, вы сами кое-что сделаете, и вместе мы сэкономим и время, и деньги. Создавать ценность, которая делает жизнь людей лучше – это успешная формула, работающая и в бизнесе, и в образовании.

Два кита новой школы

При разработке программ обучения в их основу были положены две вещи: коллективный интеллект в соединении с новыми технологиями и новая роль учителя как фасилитатора (человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию), помогающего и прокладывающего путь. Термин «фасилитатор» еще не очень известен в России, но за рубежом его активно используют для обозначения роли педагога - дирижера групповой работы.

Педагог в этом случае становится зачинщиком комфортной атмосферы и плодотворности обсуждения в дискуссии, помогает группе понять общую цель и выработать методику ее достижения с учетом интересов всех участников. В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введен К. Роджерсом).

Особенностью школы Hyper Island стал подход к обучению. Он базируется в первую очередь на поиск ответа «как делать», нежели «что делать». Все обучение происходит в постоянном вовлечении студентов в проекты, а не стандартное прослушивание лекций. Фасилитаторы помогают выстраивать процесс поиска ответов, а не рассказывают, что необходимо делать.

Как происходит процесс обучения

Поскольку многое в школе основано на коллективной работе, первое, с чего начинают студенты – учатся групповой работе. На это нацелен ряд заданий по сплочению группы и выработке совместного подхода - начиная с создания манифеста группы и заканчивая постоянным перемешиванием подгрупп, сложными групповыми задачами и т.д.

Второй важный момент – это определение пути от задачи к решению, что включает в себя методологию, выстраивание процессов, налаживание отношений и построение команды.
Третье – школа дает несколько общих алгоритмов, используя которые можно решить большинство задач, стоящих перед человеком или группой. Например, это фреймворки зоны ARENA и HIDDEN, который описывает знания о нас другими людьми. Чем больше данные зоны, тем ближе мы к данному человеку и тем лучше обратная связь. Таким образом, для плодотворного построения взаимоотношений необходимо расширять данную зону, т.е. увеличивать знания друг о друге. Для чего это нужно? Для самосовершенствования и выстраивания отношений, ведь это основа успешной работы.

Практически каждое утро в школе начинается с коллективного обсуждения, что происходило вчера, определения, что произвело максимально впечатление и вывода – как полученные выводы можно применить на практике сегодня. За это «ответственны» фреймворки лидерства, рефлексии и испытаний. Среди них, кстати, интересно испытание тишиной – когда участник в течение 10 минут должен сохранять молчание среди 40-ка участников активного обсуждения. Это делается для того, чтобы научить сконцентрироваться, «переварить» свою идею и не выплескивать попусту энергию.

Неделю завершает составление плана личного развития, который делился на 2 части: анализ, где ученик расписывает собственные сильные и слабые стороны, ограничения и возможности в школе, и на основе этого – выбор 4-5 ключевых направлений, анализ текущего уровня и ближайших шагов в сторону развития.

Рождение креатива

Очень важное значение в школе Hyper Island придается развитию креативного мышления. Для этого создатели тоже изобрели новые методики. Одна из них – выполнение группового задания на воплощение идеи двумя способами – с минимальным и неограниченным бюджетом. При сопоставлении способов вырабатывается умение на этапе генерации идеи отказаться от ограничений, напридумывать идей и после этого адаптировать их к ограничениям.

Вторая методика – перевоплощение. Ученик примеряет на себя образ какой-либо реальной успешной личности и выступает от его лица. Это может быть Билл Гейтс или Леонардо да Винчи – суть в том, чтобы суметь вжиться в его роль и ощутить в себе больший масштаб мышления.

Интересны также методики случайных ассоциаций, метод отрисовки проблемы и ее связей в квадратиках на листе бумаги, метод высказывания «нелепых» идей – такое смешение иной раз рождает неожиданную и свежую идею. Так, например, в процессе выполнения задачи – «как сделать городской транспорт бесплатным» - ученики школы придумали проведение аукциона среди бизнес-компаний по установлению остановок напротив их офисов. В результате, бизнес получает поток потребителей, а город – бесплатный транспорт. Чем не революционная идея?!  

Если после одного прохода по структуре ученики не пришли к идее, которая устраивает всех участников, процесс повторяется, начиная с уточнения задачи (ведь участники уже знают намного больше и могут более глубоко уточнить задачу).
Все идеи от участников вывешиваются на специальную доску с помощью стикеров разного цвета, так, что в конце генерации появляется «дерево идей», из которых выбирается наиболее плодотворная и способная к монетизации. Главное при этом – ребята учатся мыслить глобально, определяя свою задачу в контексте потребностей не одного бизнеса, а всего человечества. 

Kati
13.03.2015 21:57:30     Интересно, наверное, там учиться. Столько всяких приемов, разнообразия, причем, упор сделан на командную работу, что опять-таки в тренде... стоило бы перенять их методики или самим там поучиться.)
Пироговская
18.02.2015 01:06:56     Интересная и познавательная информация. Скорее даже, инфа для размышления - отчего в отечественной школе применяется так мало инновационных методов, работы на результат, имея в виду жизнь, а не ЕГЭ.
Одинпапа
07.01.2015 20:51:12     Наверное, обучение там стоит нормальных таких денег. Хотя лично мне практический стиль обучения нравится больше. По крайней мере, можно быть уверенным, что с таким образованием с голоду уже не пропадешь.
Саратога
05.01.2015 16:05:16     Мощная школа, должно быть. Проработанность учебных методик говорит о том, что в теоретическом плане там все в порядке. Раз уж Эриксон работает в "Стрелке" (Санкт-Петербург), пусть бы он наладил нечто подобное и у нас.
Анатолий
22.12.2014 16:34:11     А мне кажется, именно заточенность школы под выполнение именно реального дела и есть формула успеха. Понимаете, они дают главное, у них нет времени, чтобы отвлекаться самим и отвлекать своих учеников на второстепенное. Это в чем-то продолжение идей Макаренко!
А.С. Хользунова
18.12.2014 23:43:29     Мне показалось, что речь шла об учебных все-таки заданиях. Может ли транспортная компания заказывать такой проект каким-то, пусть и продвинутым, но студентам?
Полина
17.12.2014 23:22:00     Забавно и хорошо они придумали с транспортом. (браво!) Надеюсь, эту выдумку студентов внедрят как можно скорее. Может быть, успех этой школы как раз в том, что в брифах учащимся дают реальные задания?
Оксана Н.
12.12.2014 17:48:52     Мне кажется, эти методики (фреймворки, генерация идей, сбор и сплочение команды и т.д.) больше походят для работы на сборах, т.е. рассчитаны на плотную, но кратковременную работу. Годится ли это в приложении к школьному курсу? Хотя, возможно, в средней школе у них тоже все получится. Меня впечатлило!)
http://sch628.edusite.ru/p1aa1.html
Corazon
11.12.2014 20:33:21     Очень интересно! Конечно, нужно сделать поправку на то, что здесь учатся все-таки люди студенческого возраста, но многое можно было бы перенять и школьной системе.

Новые участники

BrettLox
22 Jun 2017 18:18
FrankDok
22 Jun 2017 18:03
Larrymub
22 Jun 2017 18:00
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3