Школа на Пудожской: педагогика успеха

В этом же году была создана концепция эксперимента, который развивался по таким ступеням.
В 1989 году школа получила статус средней общеобразовательной школы, работающей по программе «школа-вуз».
В 1990 году школе присвоен статус опытно-экспериментальной площадки, претворяющей в жизнь экспериментальную модель под названием «Ленинградский модуль образования».
В 1992 году Городской экспертный совет присвоил школе статус гимназии.
В 1991—1995 гг. школа дважды становилась лучшей школой России, была победителем городского и районных смотров педагогических достижений.
В 1992 году гимназия № 56 начала работать над программой, своего развития, ставшей естественным продолжением предыдущего эксперимента.
Основные положения программы развития школы связаны с построением на базе гимназии научно-педагогического объединения имени В.Н. Сороки-Росинского.
Школы, как и люди, имеют конкретный облик. Гимназия № 56 расположена в здании школы-госпиталя, построенного в 1937 году и с тех пор претерпевшего одну реконструкцию - пристройку спортивного зала. Первоначальный проект не предполагал актового зала, был рассчитан на 18 кабинетов и 500 учащихся и никак не допускал, что на этой площади будут заниматься и работать длинный двусменный школьный день 1500 учащихся и более 100 учителей. У здания есть небольшое преимущество - оно расположено на тихой пустынной улочке, по имени которой школу чаще всего и зовут Школой на Пудожской.
В основании любой педагогической деятельности, любой педагогической системы лежит определенная совокупность принципов, которая может быть размытой, носить переменчивый характер, может быть осознанной и четко выраженной, оформленной и в педагогическом сознании, и в деятельности. Совокупность принципов наиболее полно отражает индивидуальное лицо школы, дух школы; именно эта совокупность должна быть предметом самого пристального внимания при теоретическом и практическом проектировании новых направлений развития.
Педагогика Успеха, выбранная в качестве системообразующего принципа в гимназии № 56, и является тем основанием, которое позволяет достаточно точно ориентироваться в сложном мире педагогических новаций и всевозможных открытий, осознанно включаться в современный «диалог педагогики».
Что понимается нами под Педагогикой Успеха? Это направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении. Педагогика Успеха - это восхождение по лестнице достижений; при этом цель восхождения обусловливается гуманистическими принципами.
В этом определении ключевыми выступают слова «успех» и «достижение». Успех, в нашем понимании, это наиболее эффективное достижение желаемой цели. Успех - это переживание чувства радости от достигнутого. Достижение - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. Достижение - это всегда конкретный результат, а признание может быть общественным, может быть и внутренним, индивидуальным. Проще говоря, достижение - это результат действий в зоне ближайшего развития. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, без которой становление здоровой психики невозможно.
Школа убеждена, что на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.
Есть старинный совет учителю: «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он уже сам».
Исходя из этих положений школа старается строить свою образовательную систему, делая ставку на создание ситуации успеха у каждого учителя; создавая цикл разнообразных дел, в которых, может проявиться каждый ученик; проектируя недостающие зоны; организуя педагогическое сопровождение развития; готовя учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для других.
Школа изначально строилась как Дом, как своеобразная община, может быть, как фирма (в том же понимании Дома и общности).
Первоначальными ключевыми словами - понятиями, отражавшими значимые для школы идеи, были: Игра, Детство, Театр, Ленинград (тогда еще не Санкт-Петербург), выступавший как Отечество, Здоровье, Социализация (слово-знак, в первое время говорившее только об особой значимости освоения каждым человеком своего места в мире людей). Престиж, Образование. Эти первые идеи были привнесены в школу единомышленниками директора - заслуженного учителя школ России М.Б. Пильдес - и являлись проекцией их личного опыта.
Каждая из этих идей прошла большой путь, частично воплотившись в тех или иных проектах, частично трансформировавшись.
Как и многие другие известные в стране школы, школа на Пудожской начиналась с совместных выездов старшеклассников и педагогов. В них было одно отличие - первые три года каждый выезд представлял собой уникальный массовый импровизированный спектакль - приключение. В истории школы «Игры и Легенды Короля Артура», «Аргонавты», «Земля Санникова», «Турнир Детективных Агентств» и другие. Выезды возникали как отклик на неимоверное желание игры и театра. Игра и театр рождали особую общность детей и взрослых, открывали таланты, обнажали проблемы, прорастали делами ежедневной школьной действительности.
Среди наиболее важных технологий, описывающих современную жизнь школы, можно выделить годовой круг праздников и традиций.
Важно отметить, что годовой круг праздников является неотъемлемой составной частью концепции и программы развития, элементом системы управления, средством духовного и деятельного единения всего школьного населения.
Праздники рождались и входили в жизнь по-разному: часть из них - традиционные для школьной жизни (первый и последний звонок, например); другие появились на свет от желания воплотить наяву идеи Педагогики Успеха (Звездный час, День подарков); третьи пришли из традиций города. Каждый праздник создавался в течение нескольких лет, в творческом процессе принимали участие почти все учителя и ученики. Праздники и традиции - это стремление сделать школьную обыденность событийной.

1 сентября - праздник нового учебного года (большой сбор учеников, учителей, родителей, выпускников, многочисленных друзей школы, более 2500 близких к школе людей собираются в одном из концертных залов города в этот день на большую торжественную церемонию).
Октябрь - День учителя, праздник первоклассников «Мы – ученики».
Ноябрь - День подарков «просто так». (Праздник был придуман однажды в грустный осенний день, когда до Нового года было еще далеко. Замысел праздника очень прост - прийти в школу и сделать подарок «просто так» кому угодно: другу, соседу, учителю, ученику, коллеге, случайному встречному. Праздник сопровождается шумными акциями, творческими состязаниями. Девиз праздника: «И пусть никто не уйдет обиженным».
25 ноября - день рождения В.Н. Сороки-Росинского. Педагогические чтения имени В.Н. Сороки-Росинского. (Школа претендует на честь носить имя замечательного педагога, идеи Викниксора школе очень близки, во многом педагоги считают себя духовными продолжателями его дела).
30 декабря - новогодний карнавал (карнавал заполняет целый день - уроки, перемены; удивительные костюмы, традиционная карнавальная «цепочка»).
1 марта - праздник Весны (в этот день принято приходить в школу с цветком, выращенным в горшке, желательно своими руками; праздник был учрежден для объединения двух традиционно альтернативных - 23 февраля и 8 марта).
Март - Книжкины именины (один из любимых праздников учеников первых-третьих классов).
Май - праздник «Виват Санкт-Петербург».
Праздничная ассамблея победителей Олимпиад, церемония награждения учеников премиями «Золотой и серебряный Бобер», учителей – «зеркальный Бобер». (Бобер - символ-талисман школы, очень важное для ее жизни существо).
Последний звонок.
25 мая - церемония вручения профессиональных премий «Звездный час». (Профессиональные премии «Звездный час» присуждаются педагогам школы по результатам опроса членов педагогического коллектива. Премии присуждаются по 12 номинациям, среди них: «Золотое яблоко» - за романтизм и фантазию в работе с детьми; «Большая медведица» - за добрый консерватизм в работе; «Дебют» - за лучший дебют на профессиональном поприще и др. На церемонию, помимо учителей школы, приглашаются члены их семей, друзья школы).
Многие планы школы связаны с идущим строительством. Для школы строят Дворец, в котором будет все то, в чем она нуждается сегодня. Актовый и театральный залы для пяти театральных коллективов; телевизионная студия для коллектива школьной видеостудии, на счету которой более 50 фильмов и два детских фестиваля; специально оборудованные кабинеты для занятий классов социальной ориентации (журналистика, режиссура, театр и т.д.); помещения, в которых сможет расположить свой многочисленные мастерские Гейм-Клуб и свои лаборатории школьная академия творческих наук.
Образ завтрашнего дня прорастает из сегодняшнего, и видится он в качестве научно-педагогического объединения имени В.Н. Сороки-Росинского. Обратимся к тексту официального документа, созданного в школе и являющегося достоянием учеников, родителей, педагогов.
Каковы основные признаки проектируемого нами учреждения:
1. Школа имени В.Н. Сороки-Росинского Мы строим живой памятник педагогу, чьи идеи легли в основу нашей педагогической системы, стали фундаментом Педагогики Успеха. Мы полагаем, что любые усилия, направленные на воспитание у наших учеников чувства гордости за историю собственной страны, не только оправданы, но и имеют первоочередное значение. История делается людьми. Виктор Николаевич Сорока-Росинский - гордость истории педагогики и Петербурга.
2. Научно-педагогическое объединение
В качестве одного из важнейших условий развития нашего образовательного учреждения выступает положение о необходимости ориентации на непрерывный характер образования. По отношению к учителям школы это непрерывное педагогическое образование, которое в наших условиях может быть реализовано только в том случае, если каждый педагог помимо образовательных задач будет стремиться решать и научно-исследовательские. Научно-педагогическое объединение - это учреждение, в котором задачи воспитания и обучения решаются в органическом единстве с задачами развития педагогической науки.
3. Объединение
Мы полагаем, что в структуру объединения войдут:
• несколько детских садов, работающих в микрорайоне школы;
• начальная школа (прогимназия) «Школа на Пудожской»;
• гимназия (средняя школа);
• центр дополнительного образования;
• колледж (со специализацией в области педагогического образования);
• в техническая школа;
• психолого-педагогический медико-социальный (ППМС) центр;
• в научно-исследовательский центр педагогического сопровождения.
Почти все названные подразделения уже включены в эксперимент, идет отработка и согласование общей программы деятельности.
3.1. Детский сад
Детский сад рассматривается нами как первый этап элементарного образования, реализуемого в целом в начальной школе. Детский сад для нас - это, в первую очередь, мир Игры.
У детского сада имеются свои цели и задачи, связанные с созданием условий для полноценного раннего развития ребенка.
В детском саду начинает свою деятельность ППМС-центр, работающий в составе объединения.
Детские сады и начальная школа создают консультационную службу для родителей.
3.2. Начальная школа «Школа на Пудожской»
Начальная школа представляет из себя прогимназию, реализующую три типа образовательных программ.
Прием в начальную школу проводится без конкурса (правом преимущественного приема обладают жители микрорайона; жители других микрорайонов принимаются на имеющиеся свободные места).
В подготовительной группе детского сада или в школе (при поступлении в первый класс) проводится вступительное собеседование, цель которого - определение наиболее целесообразных для обучения ребенка условий. Собеседование проводится по специальным методикам сотрудниками ППМС-центра.
В школе реализуются образовательные программы прогимназического типа трех видов:
А - I—IV классы - для детей, нуждающихся в медленном темпе обучения, повышенной комфортности, специальной коррекции;
В - I—III классы - базовая прогимназическая программа;
С - I-III классы - для детей, имеющих повышенный уровень готовности к школе (частично освоенная программа I класса).
Образовательные программы имеют авторское наполнение тех или иных компонентов.
Сопровождение учащихся в образовательном процессе осуществляется силами ППМС-центра.
При поступлении детей в первый класс школа заключает с родителями контракт о взаимных обязательствах по отношению к начальному образованию ребенка.
3.3. Гимназия имени В.Н. Сороки-Росинского
Образовательное учреждение реализует гимназические образовательные программы, характеризующиеся повышенным уровнем сложности.
В гимназию принимаются все выпускники прогимназии, пожелавшие продолжить образование в данном образовательном учреждении; выпускники других начальных школ принимаются только на свободные места.
Препятствием к обучению в гимназии могут служить только психолого-медицинские противопоказания, имеющие диагностическое подтверждение ППМС-центра и соответствующих районных служб. В этой ситуации принимаются все необходимые меры для направления ребенка в специализированное образовательное учреждение.
Гимназическое образование делится на три этапа;
V—VI классы - этап адаптации в условиях гимназического образования;
VII—VIII классы - на этом этапе завершается основное общее образование гимназического типа, реализуются программы ориентации на специализацию, проводимую на следующих этапах;
IX—XI классы - на этом этапе обеспечивается полное среднее образование повышенного (гимназического) 231
уровня. Реализуются четыре типа образовательных программ соответствующих ориентации:
• физико-математической (по договору с Электротехническим Университетом - ЭТУ);
• экономико-математической (по договору с Российским Государственным Педагогическим Университетом имени А.И. Герцена);
• социо-гуманитарной (по договору с РГПУ им. А. И. Герцена).
Все гимназические программы обеспечиваются соответствующими учебными программами, частично являющимися авторскими.
После окончания IX класса учащиеся сдают экзамены за курс основного общего образования.
Прием в Х класс осуществляется на конкурсной основе, преимущество имеют выпускники IX класса, показавшие высокий уровень учебно-творческих достижений во время учения в IX классе (по данным рейтинговой системы анализа). Конкурс проходит посредством тестирования по базовым предметам. Зачисление проводится в каждый класс (по типу специализации) отдельно.
После окончания XI класса учащиеся сдают выпускные государственные экзамены независимой государственной комиссии. Экзамены сдаются по гимназическому типу: не менее двух предметов на повышенном уровне.
Условия договора с-ЭТУ предоставляют учащимся возможность поступать на ряд факультетов университета без сдачи вступительных экзаменов по результатам тестовых работ, выполненных в течение года.
Сопровождение учащихся в образовательном процессе осуществляется ППМС-центром.
3.4. Центр дополнительного образования
Центр дополнительного образования в структуре объединения выполняет задачи, связанные с созданием условий для полноценного развития каждого субъекта школьного процесса.
Мы полагаем необходимым дополнить современный гимназический стандарт образования расширенным креативным компонентом и считаем возможным реализовать гимназический вариант образования в сочетании с созданием широкого поля для творческой самореализации каждого учащегося. Таким образом, каждый выпускник школы, помимо основного образовательного диплома, получит определенную совокупность сертификатов, характеризующих его дополнительное образование. Получение дополнительного образования для учащихся школы бесплатно.
Включение Центра дополнительного образования в структуру школы обусловлено несколькими причинами:
• отсутствием полноценной возможности для каждого учащегося гимназии реализовать себя в системе дополнительного образования;
• наличием в школе высокого педагогического потенциала для реализации программ дополнительного образования;
• необходимостью в обеспечении преемственности программ дополнительного образования на всех этапах жизни ребенка и согласованности программ дополнительного и общего образования;
• концепцией развития школы, предусматривающей сближение дополнительного и общего образования. Центр дополнительного образования включает:
• детские театры;
• музыкальные коллективы (хоры, вокально-инструментальные группы);
• коллективы прикладного творчества;
• клубные объединения;
• спортивные коллективы;
• научные лаборатории и т.д.
Мы полагаем, что в структуру центра войдут также несколько клубных коллективов и обществ.
Право выбора образовательных программ принадлежит учащимся и их родителям. Школа оставляет за собой право ориентации классных коллективов на тот или иной тип дополнительного образования (класс - творческий коллектив).
Сопровождение учащихся в системе дополнительного образования осуществляет ППМС-центр.
3.5. Колледж
В настоящее время существует только проект этого учебного заведения
Предполагается, что колледж будет профессионально-образовательным учреждением, готовящим педагогов-организаторов детских игр, помощников социальных педагогов, преподавателей иностранного языка для начальной школы и детского сада.
Возможно создание на базе колледжа других отделений социальной направленности.
Колледж предназначен для мобильного воспроизводства педагогических кадров и социальной защиты выпускников школы, тяготеющих к "интеллигентным" профессиям.
Проект предполагается реализовать при поддержке Высшего педагогического училища имени Некрасова.
3.6. Техническая школа
Школа намерена осуществить мероприятия по проектированию и созданию совместно с районной администрацией нового типа образовательного учреждения, реализующего программу технически-прикладного плана.
Мы полагаем, что увеличение в городе числа учреждений, тяготеющих к реализации образовательных программ повышенного уровня, приводит к социальной дисгармонии: формирует у части учащихся чувство собственной неполноценности, не дает возможности обеспечить базу для «ремесленного мастерства», вне которого существование современного сверхкрупного города немыслимо.
Техническая школа, на наш взгляд, должна производить набор учеников VIII класса, работать при поддержке предприятий района, реализовывать общеобразовательный стандарт и раннюю предпрофессиональную подготовку по ряду престижных специальностей.
3.7. Психолого-педагогический Медико-социальный центр (ППМС-центр)
ППМС-центр создается в плане реализации совместного Российско-Фламандского проекта.
ППМС-центр обеспечивает мультидисциплинарное сопровождение всех учащихся объединений, является независимым учреждением по отношению к каждому конкретному учреждению.
Основные направления деятельности центра: выбор образовательного маршрута; преодоление, затруднений в учении; решение проблем личностного развития.
Основные функции деятельности: диагностика, консультации, информация, сопровождение.
Особую роль ППМС-центр призван играть при переходе с этапа на этап обучения; при переходе в систему специализированного образования; при необходимости системных преобразований в образовательном учреждении.
Планируется, что ППМС-центр на уровне договорных отношений будет обеспечивать также и другие учреждения района.
ППМС-центр работает в тесном сотрудничестве с Научно-исследовательским центром педагогического сопровождения.
3.8. Научно-исследовательский центр педагогического сопровождения создается для обеспечения сопровождения в образовательном процессе:
• педагогов;
• образовательных программ;
• школы в целом.
Центр работает под эгидой кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, призван реализовывать задачи проектирования и апробации адекватных современным задачам методов педагогической работы.
У школы сегодня множество нерешенных проблем, она входит в пору серьезной перестройки, справиться с которой школе на Пудожской помогает Педагогика Успеха.
Е.И. Казакова
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
Новые участники
Новые записи
Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...