Нижегородская техническая гимназия: особенности и перспективы развития

 В 30-е годы в Заречной части Нижнего Новгоро­да, недалеко от Сормовского судостроительного завода, были построены два крупнейших обо­ронных завода: авиастроительный и машиностроитель­ный, вокруг которых выросли рабочие поселки. Затем появился  еще  ряд  промышленных  предприятий «оборонки». К 90-м годам здесь создался причудливо-уродливый конгломерат дымящих заводов и окружаю­щего их жилого массива с более чем 300-тысячным насе­лением. Основная часть жителей - рабочие, техническая интеллигенция, работники социальной сферы. В микрорайоне крайне неблагоприятная экологическая обстанов­ка, высокий уровень правонарушений среди молодежи. За последние 20 лет здесь было построено всего три шко­лы, работающие, как и все остальные, в режиме макси­мальной нагрузки.

В непосредственной близости от авиастроительного завода «Сокол» в 1989 году была открыта и последняя школа-новостройка - № 87, на базе которой через год общим решением педагогического коллектива, городско­го управления образования, авиастроительного объедине­ния и Нижегородского технического университета созда­на единственная в городе техническая гимназия (ныне – «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой»).
Необходимость такого учебного заведения вытекала из потребностей учредителей (нужны квалифицирован­ные, высокообразованные инженерные кадры, осознанно выбравшие профессию авиастроителей, абитуриенты с глубоким знанием основ наук, которые могли бы целе­направленно осваивать инженерные специальности), се­мей, проживающих на территории заводского микрорай­она (желающих дать своим детям перспективное образо­вание), самих детей (преимущественно мальчиков, увле­кающихся техникой и точными науками). В настоящее время в гимназии учатся 682 человека, из них 75% — мальчики.
 
С 1990/91 учебного года техническая гимназия, рабо­тающая в режиме эксперимента, занимается проблемой построения школьной воспитательной системы. В 1993 году на базе Нижегородской технической гимназии была создана исследовательская лаборатория Российской ака­демии образования.
В настоящее время гимназия представляет собой комплекс: детский сад - школа - вуз.
Первая ступень включает в себя детский комбинат, начальное звено гимназии (первый-четвертый классы), среднее звено гимназии (пятый-седьмой классы). Вторая ступень включает гимназию (восьмой-одиннадцатый классы). Третья ступень - высшие учебные заведения (базовый - Нижегородский технический университет; профильный - Московский авиационный институт; аль­тернативные - Нижегородский государственный универ­ситет, Институт иностранных языков).
Такая структура позволяет обеспечить преемствен­ность идей проекта, программ, технологий обучения и воспитания с учетом задач современного образования.
Так, система целей экономического образования в гимназии включает в себя:
1) воспитание общей экономической культуры, об­учение языку общения, благодаря которому чело­век способен понимать смысл экономических тер­минов, осознавать их различия и взаимосвязь;
2) сообщение учащимся знаний элементарных основ хозяйственной жизни;
3) формирование основных навыков деятельности в сфере экономики и бизнеса.
Реализация этих целей дает молодому человеку воз­можность увидеть свое место в окружающем его мире и обеспечить адекватную жизнедеятельность путем приме­нения своих знаний и способностей.
Базисным в экономическом образовании в началь­ном звене гимназии является экспериментальный курс «Человек. Жизнь. Экономика». Особенностью этой про­граммы является то, что экономические знания являются естественным дополнением получаемых детьми знаний в области родного языка, математики, информатики, ино­странного языка, благодаря чему процесс обучения в начальной школе приобретает логическую стройность, комплексность, системность.
    В среднем звене изучается самостоятельный предмет «Экономика»; программа курса теснейшим образом свя­зана с историей, географией, математикой, литературой. Активные формы занятий (игры, практикумы) составля­ют не менее половины учебной программы, и это одно из ведущих условий усвоения экономических знаний в школе.
    В старших классах курс экономики построен таким образом, чтобы дать учащимся систематизированные представления о важнейших закономерностях ее функционирования, основных прикладных аспектах экономи­ческой науки и взаимосвязях экономических и политиче­ских процессов.
Основной целью технического образования в гимназии является формирование творческих поисковых способностей детей, умения самостоятельно находить решение поставленной технической задачи (на соответствующем возрасту уровне) и исполнять его оптимальным спосо­бом.
Вся работа в техническом направлении разделяется на три возрастных ступени, условно названных:
1) техническая ориентация детей дошкольного и младшего школьного возрастов;
2) «Маленький конструктор» (второй-седьмой классы);
3) подготовка к инженерной деятельности. Техническая ориентация детей дошкольного и млад­шего школьного возрастов ведется двумя путями:
а) работа в прогимназии;
б) НТГ работает как развивающий центр.
 
    

В прогимназии обучаются дети с трех лет. И начиная с этого возраста они занимаются техническим конструи­рованием. Именно здесь начинает вырабатываться устой­чивый интерес детей к технике с помощью различных игр с технической направленностью (геометрической мозаики, пластмассовых конструкторов), а также демон­страции действующих моделей машин и рассказов о тех­нике и изобретателях.
    Техническое мышление включает в себя понятийное, образное и практическое мышление. Исследования пси­хологов убеждают в необходимости формирования у де­тей в одинаковой степени всех трех компонентов техни­ческого мышления и в возможности развития его у стар­ших дошкольников и младших школьников. Недостаточ­ное развитие хотя бы одной из составляющих (понятие, образ, действие) может привести к неудачам в решении технических задач.
    Методика развития образной памяти маленьких де­тей включает в себя обучение их некоторым приемам запоминания информации. Выполняются упражнения в виде игр. Особое место занимают игры, направленные на развитие логических способностей.
  Гимназия работает и как развивающий центр для де­тей-дошкольников, которые не обучаются в прогимназии. Для них существуют так называемые политехнические группы, где обучение идет по четырем направлениям: конструирование, информатика, иностранный язык и школа здоровья.
    Программа «Маленький конструктор» направлена на овладение элементарными приемами работы с различны­ми материалами и инструментами. Соответствующие на­выки дети получают при работе с шаблонами. Часть за­нятий отводится выполнению моделей из бумаги и кар­тона, причем некоторые детали дети учатся вычерчивать без применения шаблонов.
    Первые усложненные, но не электрифицированные модели выполняются по готовым чертежам (по материа­лам книг, журналов, разработкам преподавателя). Одно­временно дети изучают принцип действия и технологию изготовления модельных узлов различных машин. Сле­дующая модель является обязательно авторской. Ребенок задумывает ее и выполняет по своему эскизу, используя приобретенные знания по выполнению чертежей и раз­верток деталей. Кроме того, дети получают знания по элементарной электротехнике и автоматике.
    Следует отметить, что для стимулирования твор­ческой активности детей в группе никогда не делают две похожие машины. Конечно, это нелегко для преподава­теля - необходимо быстро переходить от одной техноло­гической задачи к другой. Труд педагога значительно интенсифицирован, но зато результат обучения выше.
При подготовке к работе дети начинают знакомиться со специальной литературой: периодическими техниче­скими изданиями, книгами по техническому творчеству.
    Теперь маленькие конструкторы готовы продолжить свою работу на более высоком уровне творчества, с ис­пользованием более сложной технологии. Они уже созна­тельно выбрали для себя направление в техническом творчестве: авиа-, автомобиле- судомоделирование, электро или радиотехнические кружки.

    В гимназии действуют кружки начального техниче­ского творчества, конструкторский (авиа-, авто-, судо-), радиоконструкторский, радиопеленгации.
    На ступени подготовки к инженерной деятельности работа с учащимися старшего звена подразделяется на три направления:
1) усиление программ по ряду предметов, а именно: математика, труд, информатика, компьютерно-инженерная графика, черчение, черчение на ком­пьютерах, физпрактикум;
2) введение специальных курсов: история авиации, основы инженерной деятельности;
3) технические кружки: конструкторский, радиоконструрования и радиопеленгации, дизайна.
Воспитывающая среда в технической гимназии фор­мируется не только на уроке, но и в сфере дополнитель­ного образования. В школе работают клубные объедине­ния по интересам:
1) центр технического творчества «Икар», включаю­щий кружки технического творчества, авиамодель­ный, и центр по изготовлению сложной радио­управляемой детской технической игрушки;
2) центр эстетического воспитания «Гармония», вклю­чающий оркестр народных инструментов, фольк­лорный ансамбль;
3) центр здоровья «Олимп» (плавание, шейпинг, об­щая физическая подготовка, восточные едино­борства, туризм);
4) компьютерный центр;
5) клуб «Эйдос» (развитие памяти, внимания, скоро­чтения);
6) клуб любителей интеллектуальных игр.
 
    Основой жизнедеятельности воспитательной системы гимназии стали коллективные творческие дела: предмет­ные недели «Марафон по стране знаний и техники», праздник «День гимназии», летний и зимний туристиче­ские слеты, фестиваль искусств.
    При подготовке к этим большим событиям образуют­ся временные творческие коллективы или советы дела. Их деятельность весьма эффективна как в организацион­ном, так и в воспитательном плане.
    Большим общим делом для гимназии является вы­пуск своей газеты «МИГ».
    В гимназии придается большое значение развитию отношений взаимоуважения и сотрудничества.
    Первый блок отношений – «Взрослые-взрослые».
    В отношениях внутри педагогического коллектива важную роль играет администрация гимназии, которая умеет создать доброжелательную атмосферу для работы и общения. Сложился ряд хороших традиций, формирую­щих и поддерживающих отношения в коллективе. Одна из них – «учительский калейдоскоп» (проводится обычно в праздники при участии всех кафедр гимназии, которые готовят сюрпризы друг другу, поздравления), для обсуж­дения профессиональных проблем в гимназии утверди­лись такие формы педагогического общения, как встречи с директором, совместные заседания кафедр, «разговор за чашкой чая».
    Эмоциональный комфорт учителя определяется прежде всего успехом его преподавательской деятель­ности. В гимназии работает постоянно действующий методологический семинар «Психолого-педагогические ос­новы воспитания и образования», проводятся «круглые столы», конференции, все педагоги имеют возможность пройти курсы повышения квалификации на уровне горо­да, области, страны. Определенным показателем благо­приятного психологического климата коллектива являет­ся его кадровая стабильность.
    Говоря об отношениях взрослых, нужно упомянуть о таком важном компоненте, как взаимодействие учителей с родителями. Работа родительского комитета, попечи­тельского совета, существование в гимназии «Ро­дительского займа», контакт учителей с родителями по конкретным проблемам, ежегодное проведение праздни­ка «Семь я» - все это помогает гимназии формировать коллектив единомышленников.
    Следующий блок отношений – «Взрослые-дети».
    Ат­мосфера дружелюбия и доверия определяется многим: тут и участие ребят в педагогических советах, и работа «Института гимназических проблем», и ежемесячные встречи администрации и совета старшеклассников, КВН между учителями и учениками.
    Еще один блок отношений в гимназии – «Дети-дети». Он характеризуется тесным взаимодействием старших и младших ребят.
    Шефство старших над младшими, проведение меж­возрастных уроков, создание старшеклассниками ком­пьютерных программ для младших школьников, работа межвозрастных творческих коллективов - все это помога­ет в создании атмосферы творчества, благоприятной для отношений.
    Процесс становления и развития воспитательной си­стемы происходит на основе иссследовательского подхода к этой проблеме, в том числе к взаимодействию гимна­зии с окружающей средой. Диагностика среды, диагно­стика личности ребенка по таким параметрам, как разви­тие интеллекта, направленность личности, ценностные ориентации, тревожность, творческие способности, соци­альная адаптация, позволяет гимназии определять на каждом новом этапе уровень достижения целей, коррек­тировать задачи, определять виды деятельности и в целом перспективы развития.
В настоящее время гимназии предстоит решать про­блемы усиления связей с вузами, открытия двенадцатого класса (в дальнейшем первого курса университета по специальности «Конструкция летательных аппаратов»), разработать условия и критерии эффективности воспита­тельной системы.
И последнее, что хотелось бы отметить. В техни­ческой гимназии, в ее воспитательной системе мы пыта­емся вырастить свой, можно сказать, «вирус» - создать своеобразную микросреду жажды творчества, самопозна­ния и самосовершенствования, другими словами, возро­дить в современных условиях такую творческую и техни­ческую интеллигенцию, которой славилась Россия конца XIX - начала XX века.
 
    Итак, коллектив гимназии, которому ныне испол­няется 10 лет, успешно выполнял стоящие перед ним задачи. Однако в гимназии нарастали и внутренние про­тиворечия, а именно:
1) повышение информационно-нормативного давле­ния на ребенка как следствие усложнения содержа­ния образования и жестких организационно-оценочных форм образовательного процесса; ре­зультатом явилось ухудшение состояния здоровья: учащихся;
2) слабая опора в обучении и воспитании на субъек­тивный опыт ребенка;
3) увеличивающийся разрыв между уровнями лич­ностного развития детей (противопоставление «технарей» «гуманитариям»);
4) сохраняющаяся информационная бедность окру­жающей ребенка пространственной среды.
В связи с этим для следующего этапа развития гим­назии было необходимо: решать проблемы формирования духовности, целостности личности через совместную деятельность учащихся и педагогического коллектива; про­должить развитие идеи креативности - продуктивной, перспективной идеи; ввести в качестве базовой предпосылки образования и воспитания идею здоровья - уни­версальную на все времена.
      На основании этих выводов была разработана долго­срочная программа развития гимназии: «Нижегородская техническая гимназия в XXI веке: школа здоровья - твор­чества – культуры». Мы назвали ее «Полет». Ее ключевы­ми словами стали «креативность»,  «целостность», «духовность». 
    Сутью концепции является создание в гимназии та­ких условий обучения и воспитания, которые защищают ребенка от антигуманных проявлений среды (социальная защита), помогают учащимся раскрыть свой личностный потенциал и приобрести опыт выбора путей самоопреде­ления.
    Центральное место в программе «Полет» отводится понятию «культура». Культура - как интегратор социума, альтернатива утилитаризму. Только в живительной атмо­сфере культуры возможно воспитать человека, стремяще­гося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, человека, чуткого к постоянно меняю­щемуся миру и способного творчески обогатить его.
    Цель программы развития на 1998—2001 годы - соз­дать условия для формирования культуры личности в рамках гимназической воспитательной системы.
Для достижения поставленной цели выбраны такие главные пути:
1) совершенствование системы валеологического со­провождения учебно-воспитательного процесса;
2) развитие креативности учащихся, педагогов и роди­телей как мощного фактора формирования лич­ности;
3) создание эффективной системы управления, спо­собной обеспечить реализацию поставленных задач на основе исследовательского подхода.
 
А. В. Корягин,
С.А. Лошакова
Сборник "Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)". Ре­дактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998 г.

Новые участники

Michaelpug
22 May 2017 23:16
Alexarpex
22 May 2017 22:41
DarlaFruib
22 May 2017 19:35
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3