«Справедливое сообщество» Л. Кольберга

    Речь пойдет об интересном проекте создания «справедливых сообществ» - небольших (часто до 100 человек) объединений педагогов и уча­щихся   внутри   обычной   традиционной   школы. «Справедливое сообщество» - это воспитательная система, где свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется на «нравственность сотрудни­чества», где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осу­ществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справед­ливости и заботы друг о друге.
    Идея и алгоритм создания «справедливых сооб­ществ», а также первая их практическая реализация при­надлежат американскому психологу и педагогу Лоуренсу Кольбергу. Именно благодаря ему эти идеи нашли отра­жение в практике американских школ и университетов, а также разного рода исправительных учреждений. Пона­чалу «чистый» психолог, ученый в 70-е годы занялся практической работой по формированию чувства спра­ведливости у детей, то есть, по Кольбергу, формировани­ем их нравственности в целом, и натолкнулся на вопро­сы, которые традиционно волнуют педагогов: как обучать нравственным ценностям, можно ли передавать детям собственные моральные ценности или учитель должен сохранять «ценностный нейтралитет».
 
    Поскольку для Кольберга основной моральной цен­ностью была справедливость, то, естественно, он задался главным для него вопросом: как и что нужно сделать, чтобы чувство справедливости вошло в кровь и плоть каждого ребенка. Ответы он искал и в литературе и в жизни.
    Изучение опыта школы Саммерхилл Александра Нейлла, деятельности израильских кибуцев, анализ взглядов философов и педагогов прошлого - Платона, И. Канта, Дж. Дьюи - привели Кольберга к выводу о не­обходимости организации всей школьной жизни, на основе принципов демократии и справедливости. А по­тому уже первые созданные им «справедливые сообщест­ва» были нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводился ряд демократических проце­дур, прежде всего равное участие администрации, учите­лей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становились неотъемлемой частью жизни шко­лы, возникали собственные традиции и ритуалы. Прила­галось много усилий для превращения школы из учебно­го учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще и радостно проводить свободное время. Л.Кольберг призывал воспитателей к полной ре­конструкции всего педагогического процесса с целью достижения   в   нем   социальной   справедливости. «Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Коль­берга и его последователей, сбалансировать справедли­вость и коллективность, обеспечить эффективное разви­тие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале «справедливое сообщество» дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоисти­ческие интересы в правила и нормы группового поведе­ния. Но важно не переступить черту, за которой находит­ся индоктринация, то есть прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.
    В ходе работы возник вопрос: «А могут ли дети вести себя в соответствии с принципами демократии, могут ли они не играть в демократию, а действительно организо­вать демократическую жизнь в школе?» Соратник и кол­лега Кольберга профессор Ральф Мошер отвечает одно­значно: «Да, могут». Он убежден в том, что дети могут быть честными в соблюдении установленных ими пра­вил, могут и хотят работать на благо своей школы и окружающих их людей. В убежденность Мошера можно верить - ведь он сам много лет работал в ряде «справедливых сообществ», созданных на базе средних школ.
 
    В начале 80-х годов сам Кольберг провел сравни­тельное исследование нравственного развития детей в нескольких школах Нью-Йорка, одни из которых зани­мались нравственным просвещением, организацией дис­куссий на моральные темы, другие работали по програм­ме создания «справедливых сообществ», а третьи - тради­ционно. В итоге оказалось, что участие в решении мо­ральных дилемм действительно несколько повысило уро­вень нравственного развития учащихся. Но значительно больших результатов педагоги достигли в атмосфере «справедливого сообщества». Именно здесь нравственное развитие детей ускорялось и принимало нужную направ­ленность. Суждения, высказываемые школьниками в условиях «справедливого сообщества», демонстрировали их большую моральную зрелость по сравнению с ребята­ми из контрольных классов. Оценивались также и учеб­ные успехи - в области математики, чтения и письма. И здесь учащиеся из «справедливого сообщества» оказались на высоте.
    Действительно, как объяснить ребенку, что такое де­мократия, честность, порядочность и как они проявляют­ся во взаимоотношениях людей? Очевидно, это невоз­можно сделать только на словах и с помощью личного примера, хотя и первое, и второе чрезвычайно важно. Но еще важнее, наверное, третье: ежедневно ставить детей в ситуации, в которых они должны проявлять свои лучшие человеческие качества.
    Словом, у каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.
    Одним из наиболее удачных и долго существующих «справедливых сообществ» является Скарсдейльская аль­тернативная школа, к анализу деятельности которой мы и переходим.
 
    Вам предстоит познакомиться с деятельностью одно­го из самых эффективных и до сих пор активно функ­ционирующих «справедливых сообществ», созданных при средней школе в пригороде Нью-Йорка Скарсдейле. На­селение последнего в подавляющем большинстве состав­ляют хорошо обеспеченные государственные чиновники, дипломаты, врачи и другие представители высших слоев среднего класса. Школа, которую кончали многие из них и которую традиционно посещают их дети, хотя и счита­ется государственной, но по уровню материальной осна­щенности и формам обучения больше напоминает част­ные учебные заведения США. Как бы то ни было, сюда приходят дети, в основном настроенные на учение, гото­вящие себя к государственной или политической карье­ре, к достижению профессиональных высот.
    Надо сказать, идея «справедливого сообщества» в Скарсдейле попала на благодатную, подготовленную к восприятию альтернативных решений почву. Дело в том, что еще за пять лет до начала работы по концепции Кольберга здесь внедрялась другая альтернативная про­грамма, суть которой сводилась к проведению общих собраний педагогов и учащихся, обсуждению на этих собраниях основных волнующих всех вопросов. Именно тогда сложилось ученическо-учительское объединение, получившее и до сих пор сохранившее название «Скарсдейльская альтернативная школа». Как и любое интересное начинание, дети восприняли ту первую про­грамму с большим воодушевлением - с удовольствием посещали общие собрания, пламенно дискутировали и горячо отстаивали свою точку зрения.
    Через несколько лет эта первая программа была под­вергнута тщательной проверке, проведенной двумя неза­висимыми и, несомненно, авторитетными экспертами - Франком Смитом из Колумбийского университета и Ала­ном Гробердом из Массачусетского технологического института. В подготовленном ими отчете, в частности, говорилось: «Скарсдейльская альтернативная школа - это чрезвычайно эффективное учебное заведение, совме­щающее в себе и «школу», и «альтернативную школу»... Школа действительно производит очень сильное впечат­ление. Оно связано прежде всего со сформированностью у учащихся комплексного «чувства сообщества», чест­ностью и открытостью во взаимоотношениях между со­бой и с педагогами, глубокой преданностью и привер­женностью учеников и учителей самой идее подобной школы».
    Однако шло время, пыл постепенно угасал, собрания становились все более скучными, все меньшее количе­ство учащихся удостаивало их своим вниманием. Заду­мываясь впоследствии над причинами неудовлетворен­ности подростков, педагоги пришли к такому выводу. Главная причина состояла в том, что принятые решения чаще всего оставались на бумаге, никак не влияя на жизнь школы.
    Словом, несмотря на кажущееся благополучие (блестящие учебные успехи, интерес к знаниям, отсут­ствие дисциплинарных нарушений) возникла настоятель­ная потребность изменить сложившуюся ситуацию. И счастливый случай не замедлил представиться. Как раз в этот период, летом 1977 года, трое скарсдейльских педа­гогов получили возможность прослушать в Гарварде курс по нравственному воспитанию и «справедливым сооб­ществам». Поскольку лекции увлеченно и заинтересован­но читал сам Л.Кольберг, а педагоги были настроены на восприятие нового, они искренне загорелись идеей внед­рения «справедливого сообщества» в своей школе, быстро осознав, что последнее позволит им одновременно ре­шить несколько взаимосвязанных задач: во-первых, не отступать от общего стратегического направления учеб­но-воспитательного процесса, нацеленного на когни­тивное и моральное развитие своих учащихся, на форми­рование у них чувства общности и принадлежности своей школе; во-вторых, объединить идею общих собраний с демократическим процессом принятия решений и, нако­нец, в-третьих, оздоровить всю атмосферу школы в це­лом.
    Кольберг разделял энтузиазм педагогов Скарсдейла и всячески помогал им в становлении «справедливого со­общества», особенно на первых этапах: посещал вместе со всеми общие собрания, а затем организовывал их коллек­тивное обсуждение; подбирал повестку дня следующих собраний. Позднее именно он предложил дополнить общие еженедельные собрания школы регулярными встре­чами небольших групп, состоявших из двух педагогов и 10—12 учащихся и получивших впоследствии название «сущностных групп». Как правило, встречи членов каж­дой группы носили домашний, раскованный характер, побуждали каждого высказывать свою точку зрения, по­зволяя даже самым робким проявить себя.
    Кроме всего прочего, в Скарсдейле начал эффектив­но функционировать «комитет справедливости», позво­лявший проводить в жизнь, то есть соблюдать те законы и правила, которые принимались на общих собраниях. Включая в свой состав педагогов и 10 учащихся, этот комитет служил своеобразным арбитром в решении всех спорных вопросов. В организации его работы Кольберг принял самое активное участие. В целом присутствие Кольберга и постоянно проявляемое им уважение к мне­нию учащихся явно способствовали пробуждению у по­следних самоуважения и уважения к происходящему.
 
    Достаточно ясно позиции ученического большинства альтернативной школы выражены одним из подростков в опубликованной в школьном журнале статье. Называя в качестве ключевой темы большинства дискуссий пробле­му совмещения ответственности перед сообществом и права личности на полное самоопределение, учащийся задается вопросом: «Какие обязательства несет ученик перед школой в связи с удовлетворением его собственных индивидуальных потребностей?» По его мнению, в Скар­сдейле этот вопрос решается очень нетрадиционно преж­де всего в силу предъявления к учащимся значительно большего количества требований, нежели в обычной школе. Но при этом и рабочее время педагогов значи­тельно превышает обозначенные в расписании часы: 8.30—15.00.   "Наша школа,- продолжает подросток, - не ограничивается названным временем и не прекращает свою деятельность после него: в течение всего дня, даже вечером, а иногда по выходным проводятся уроки и со­брания, не говоря уже о дополнительных по индивиду­альным проектам. Кроме обязательного посещения опре­деленных собраний и мероприятий и ответственности за возможные пропуски, существуют вопросы, которые мы постоянно, намеренно рассматриваем в рамках индивидуальной ответственности. Мне кажется, такой тип обсуж­дения, значительно превышающий просто вопросы пла­нирования или структуры школы, постоянно включаю­щий в обсуждение проблемы межличностных отношений и индивидуальных свобод, отражает особенности нашей школы по сравнению с традиционной средней школой... В целом, я думаю, нам присуще значительно более силь­ное чувство погруженности в школьную жизнь и ответ­ственности за нее, нежели учащимся обычной средней школы». Трудно что-либо добавить к сказанному, отме­тим лишь развитую у подростков способность к анализу и явно проглядывающее в каждой строчке чувство гордости за свою школу. Кстати, наше посещение несколько лет назад общего собрания в Скарсдейле, беседа с учениками и интервьюирование некоторых из них свидетельствовали о том же: дети явно гордились своей школой и ощущали ответственность за все происходящее в ее стенах.
    В качестве иллюстрации сказанного опишем, как проходило в Скарсдейле одно из типичных общих собра­ний. Итак, 75 подростков, юношей и девушек в возрасте от 14 до 17 лет и вместе с ними около десяти учителей и директор Антонио Эринелла расположились на полу и на маленьких круглых диванчиках большой круглой комна­ты. Двое подростков вполне уверенно и очень серьезно играли роль ведущих, а за их спиной можно было прочи­тать написанный на доске весьма любопытный текст:
 
Предложения по поводу введения правил пользования шпаргалками

 

1. Если один ученик узнал, что другой пользуется шпаргалками, то он должен всячески воспрепят­ствовать этому.
2. Ученик, который пользовался шпаргалками, дол­жен сам сообщить об этом своему учителю.
3. Если он отказывается говорить с учителем, тогда это обязан сделать тот, кто заметил шпаргалки.
4. Учитель обязан отменить отметку, выставленную за задание, выполненное с помощью шпаргалки.
5. Учитель или ученик обязаны привести данного ученика на заседание комитета справедливости.
 
Обсуждение проходило, как свидетельствует директор школы, очень бурно и долго. Приведем лишь отдельные из высказанных там мыслей.
    Энди (ученик): «Мне нравятся подобные предложе­ния. Я убежден, что шпаргалки - это действительно се­рьезная проблема, которую надо решать, сформулировав специальное правило. И все же мне будет очень трудно донести на товарища, я буду чувствовать себя виноватым. Однако, если мы примем сейчас решение обязать каждо­го, кто узнает о случаях использования шпаргалок, сооб­щать об этом всем, я буду чувствовать себя значительно лучше и менее виноватым».
    Другой ученик, Джим совершенно не был согласен со сказанным и привел в качестве главного довода невоз­можность и аморальность доноса на собственного това­рища.
    Воспитательные акценты в завязавшейся дискуссии и точки над i сумел расставить один из педагогов. Он обра­тился к аудитории со следующими вопросами: «Спра­ведливо ли в такой демократической школе, как наша, сначала вместе составить правила, а потом, отобрав из них самые трудные, перепоручить следование им только учителям? Правильно ли это? Честно ли это? Я услышал сегодня голоса учащихся в поддержку конкретных санк­ций, направленных против шпаргалок, но они требовали исполнения этих санкций исключительно от учителей. Да, это действительно трудное правило, но если мы вместе не будем придерживаться его, тогда оно не станет подлинно «нашим», мы не будем полностью убеждены в нем. Я настаиваю, чтобы мы приняли такое правило и несли коллективную ответственность за его строгое исполне­ние».
    Нам, увы, не довелось присутствовать именно на этом собрании. Но зато на другом мы стали свидетелями гневной многословной речи, обращенной к директору школы 15-летним подростком. Тот посчитал, что дирек­тор не имел права делать замечания по поводу поведения ребят и содержания их выступлений на собрании.
 
    Еще одним интересным и ставшим уже традиционным начинанием Скарсдейла является форма проведения первой учебной недели года. Она обычно заполнена встречами больших и малых групп учащихся, решением организационных вопросов, укреплением чувства общ­ности путем проведения двухдневной поездки на приро­ду. Эта поездка своими творческими задумками и коллек­тивностью напоминает наши коммунарские сборы.
    Вообще посещение Скарсдейла напомнило нам о вещах, до боли знакомых. Порой хотелось ущипнуть себя за руку и проснуться... Не во сне, а наяву в очень прес­тижной американской школе с ее, казалось бы, необхо­димым акцентом на индивидуализме, создан подлинный коллектив педагогов и учащихся, организовано поистине коллективное творческое обучение и воспитание и сов­сем, как у нас, только под другим названием, проводятся коммунарские сборы. Школьники вежливы, приветливы и предупредительны, но обладают при этом чувством собственного достоинства и, кажется, полным отсутствием конформизма. Так, на наш призыв обсудить на своем собрании, на котором мы присутствовали, возможность поехать в Россию и стать партнером какой-то московской школы, ученики Скарсдейла, хотя и заинтересовались предложением, лишь вежливо поблагодарили за пригла­шение и продолжали обсуждение своих проблем. Растут они очень разными, но, похоже, каждый из них станет, а кое-кто уже и стал подлинной личностью. Такова воспи­тательная сила «справедливого сообщества» Скарсдейла.
 
Т.В. Цырлина

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Ре­дактор-составитель Е.И. Соколова/Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. 

Новые участники

BrettLox
22 Jun 2017 18:18
FrankDok
22 Jun 2017 18:03
Larrymub
22 Jun 2017 18:00
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Поиск по сайту

Новые записи

Тайна школьной успеваемости
От каких факторов зависят детские успехи и неудачи? От уровня образования родителей? Нет, это слишком прямолинейный ответ. А от чего тогда? Эту загадку раз...
Мужчина-педагог очень важен для мальчишек
Уроженец Бурятии сделал футбольную команду из детдомовских ребят чемпионами мира. Действующий футболист красноярского клуба «Тотем» Олег Бадмаев нескол...
Ребенок плохо учится – что делать?
"Надо радоваться! - советует известный педагог-новатор, доктор психологических наук из Екатеринбурга Александр Лобок. - Я занимаюсь тем, что вытаскиваю дет...
  1   2   3